Домой Запах изо рта «Густой зеленый ельник у дороги. Бунин И - Густой зеленый ельник у дороги (стих

«Густой зеленый ельник у дороги. Бунин И - Густой зеленый ельник у дороги (стих

Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…»

Цели урока: создание условий для выявления художественной идеи и подтекста стихотворения; формирования общего представления о поэте; обучения лингвистическому анализу стихотворения (обучающая цель), формирования навыков выразительного чтения; самостоятельной исследовательской работы с учебником и дополнительным материалом; развития творческой мотивации и творческих способностей ; развития культуры речи (развивающая цель), воспитания любви к родной природе, нравственно-эстетических представлений о красоте (воспитательная цель)

Тип урока: урок целевого применения усвоенного с включением творческой работы.

Планируемые результаты:

Предметные: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно. Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы. Пользоваться элементарными приемами анализа текста. Наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает.

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение. Анализировать стихотворение И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения. Оценивать свои результаты работы в парах с помощью «Листа самооценки».

Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов, любовь к Родине.

Метапредметные связи: русский язык, темы «Лексика», «Текст», «Части речи»; музыка, тема «Симфоническая музыка»; окружающий мир, тема «Лента времени», «Охрана окружающей среды».

Ресурсы урока: Э. Э. Кац «Литературное чтение. Учебник 4 класс», портрет И. А. Бунина; фотографии оленей; презентация.

Оборудование урока: Портрет И. А. Бунина; рисунки учащихся; видеоролик с песней «Лесной олень» композитора Е. Крылатова на слова Юрия Энтина; аудиозапись стихотворения И. А. Бунина.

Ход урока:

1. Блок мотивации: Создание эмоционального настроя (музыкальный эпиграф – видеоролик с песней «Лесной олень» композитора Е. Крылатова на слова Юрия Энтина).

Кто слушал песню первый раз?

А вы видели когда-нибудь живого оленя в лесу или в зоопарке?

Можете предположить, почему эта песня прозвучала в начале урока? (через некоторое время мы поймём, насколько вы были правы)

2. Блок творческого разогрева: Обращение к эпиграфу: «У каждого из слов душа своя…».

Это слова человека, трепетно любящего живое русское слово, русскую природу, поэта И. А. Бунина, о творческой деятельности которого мы будем говорить на сегодняшнем уроке и познакомимся с его стихотворением «Густой зеленый ельник у дороги…»

Работа по «Ленте времени»:

Послушаем сообщение о поэте (1-2 ученика)

Назовите годы жизни И. А. Бунина. Обратите внимание на ленту времени. Какие важные исторические события произошли за этот период? Краткие сведения о Бунине (Индивидуальное сообщение «И. А. Бунин – трижды лауреат Пушкинской премии, лауреат Нобелевской премии).

Слово учителя: Иван Алексеевич очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки. В гимназии он начал писать стихи и писал их до конца жизни. Для стихотворений Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле. В своих стихотворениях он заставляет нас почувствовать тепло своего сердца, обаяние родной природы и музыку родного слова.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги.» (читает Игорь Петренко). Осмысление.

Вам понравилось это стихотворение? Почему?

Какое настроение вызвало в вас это стихотворение? (тревогу, радость, чувство восхищения)

Что вызывает у вас восхищение? (красота оленя)

Что вызывает у вас тревогу? (переживание за его жизнь, он может погибнуть)

Что вызывает радость? (что олень убегает, пытается спастись)

3. Блок «Работа в парах»

Готовясь к выразительному чтению, нам необходимо разобраться в лексическом значении слов, понимание которых может вызвать у вас затруднения. Они выделены в тексте. Давайте попытаемся самостоятельно определить значение этих слов. Будем работать парами, так как сидите за столом. На каждом столе есть красные карточки и зелёные карточки. Красные карточки – это слова или сочетания слов, а зелёные карточки – это их лексическое значение. Вам в паре надо соединить слово и его лексическое значение. Например, возьмём красную карточку со словом «ельник», найдём зелёную карточку, соответствующую слову «ельник» – это карточка с предложение «Лес, в котором растут ели». Соединили эти карточки. А дальше продолжите эту работу самостоятельно парами.

Проверим, как вы справились с заданием.

1 строфа (первый ряд)

Ельник – лес, в котором растут ели.

Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.

Тяжкие рога – тяжёлые рога

2 строфа (второй ряд)

Зубом скрёб – зубом грыз

Остинка – уменьшительно-ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.

Макушка ёлки – верхушка ёлки

3 строфа

Размеренный след – определённая мера для следа

Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

4 строфа (третий ряд)

Долина – открытая местность

Бешено – изо всех сил

В избытке свежих сил – много новых сил

Стремительность – быстрота

Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.

4. Блок «Содержательная часть»

1. С описания чего начинается стихотворение? (С густого ельника )

Чтение 1 и 2 строк:

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега .

2. Как вы думаете, почему Бунин начал своё стихотворение с описания ельника? (Нам показана спокойная жизнь леса, когда человек не мешает природе)

3. Кто является главным героем стихотворения? (Олень) . Давайте прочитаем строки, в которых мы впервые видим оленя. Чтение 3 и 4 строк 1 строфы .

4. Опишите оленя, опираясь на прочитанные только что слова из стихотворения. (Олень могучий, тонконогий, с тяжёлыми рогами)

5. Прочитайте про себя 2-ую строфу, 2-ой столбик стихотворения . Попытайтесь в нём найти ещё одного героя стихотворения. Кто же является ещё одним героем стихотворения? (Автор, рассказчик )

6. Почему вы так решили? (Из 2-ой строфы видно, что идёт описание героем – рассказчиком того, что он наблюдал: вот след оленя, здесь он натоптал тропинок, здесь ёлку гнул и зубом скрёб.

7. Как вы думаете, видел ли автор самого оленя? (Нет, только его след; а по следу он нам рассказывает, что же произошло с оленем)

Люди, хорошо знающие и любящие природу, могут по следам животного, как по книге, понять, что произошло в лесу . Вот и автор по следам оленя узнал его историю. Интересно, сумеем ли мы это сделать, анализируя дальше стихотворение.

8. Прочитайте третью строфу, 3-ий столбик . Подумайте, где заканчивается описание спокойной жизни леса? (1-ой строкой: Вот снова след, размеренный и редкий.)

9. Как вы думаете, с какой строки, с каких слов меняется след оленя? (Со 2-ой, со слов: И вдруг – прыжок!).

10. Как вы думаете, почему меняется след оленя, почему он прыгнул?

(Испугался)

11. Посмотрите на две последние строки 3-ей строфы. Кого испугался олень? (Собак)

12. Почему вы так решили? (Появляются собачьи следы ). Зачитайте строки, которые указывают на это . (И далеко в лугу / Теряется собачий гон)

13. Как ведёт себя олень во время погони? (Стремительно бежит)

14. Подтвердите это словами из стихотворения. (и ветки, / Обитые рогами на бегу; О, как легко он уходил долиной! / Как бешено, в избытке свежих сил…….. (до конца) .

15. Прочитаем последнюю строку стихотворения. Прочитает нам её…….....

Какое чувство у вас вызывает эта строка? Почему? (Радость, олень остался жив)

5. Блок «Творческая разминка»

а) «Название стихотворения»

Ребята, вы уже обратили внимание, что Бунин не дал названия своему стихотворению. Мы называем его по первой строке стихотворения: «Густой зелёный ельник у дороги…».

Как вы думаете, почему сам автор не дал никакого названия своему стихотворению?

(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)

Я вам предлагаю творческое задание: придумайте название стихотворению (Варианты ответов «Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)

Ребята, какое название из предложенных вариантов вам наиболее понравилось? Почему? (Он красоту от смерти уносил! – главная тема стихотворения)

б) «Продолжи стихотворение».

Думаю, вам не раз приходилось слышать выражение « человек – хозяин природы ».

Как вы понимаете это выражение?

Согласны вы с этим высказыванием?

Кто же тогда человек?

Он – неотъемлемая часть природы. Именно для нас с вами каждый год наступает весна, природа оживает, чтобы человек любовался ею, воспевал её. И олень – это часть природы. И вот представляете, для оленя, который такое же живое существо, как и мы, весна может не наступить, потому что кому-то просто захотелось его убить.

Что просит нас понять автор?

6. Блок «Работа в группах»

Олень ушёл от преследования, выжил, и я предлагаю вам попробовать дописать, что же случилось с оленем дальше:

1 группа – в прозе (попробуйте найти слова, чтобы выразить полностью и чувства автора, и наши с вами чувства от прочитанного)

2 группа – в стихах (найдите место каждой строчки в 5 строфе)

Чистовой вариант пятой строфы.

Затих зелёный ельник у дороги,

И замолчал в лугу последний пёс.

Ушёл олень могучий, тонконогий

И красоту от смерти он унёс.

3 группа – подобрать подходящие по смыслу глаголы и прилагательные в 5-ой строфе:

……….. зелёный ельник у дороги,

И ………….. в лугу последний пёс.

……… олень могучий, тонконогий

И красоту от смерти он ………... .(глаголы)

Затих ………….. ельник у дороги,

И замолчал в лугу …………. пёс.

Ушёл олень ……., …………………

И красоту от смерти он унёс. (прилагательные)

7.Блок «Закрепление» Работа над выразительностью чтения:

Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?

Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?

Выразительное чтение вслух .

Разберёмся ещё раз в настроении лирического героя, рассказчика. Какое оно и как меняется?

Строфа 1. Любование и ожидание (описание)

Строфа 2. Ожидание, вглядывание, поиск ( повествование)

Строфа 3. Снова ожидание, вглядывание и … неожиданность – «и вдруг – прыжок!» ( рассуждение)

Обратите внимание на звуки, помогают ли они подчеркнуть стремительность событий? Какой звук? (р-р) :

В ст р емительности р адостно-зве р иной

Он к р асоту от сме р ти уносил

Строфа 4. Глубокий вздох любования –высшая точка чувства рассказчика (повествование)

б) Тайный смысл (подтекст) стихотворения:

А как же тайна? Есть она в стихотворении? В чём заключается тайный смысл произведения? (он красоту от смерти уносил)

Помогут вам его понять ключевые слова 4 строфы. Какие? (красота – смерть) Только ли о природе стихотворение? (о победе красоты над смертью, добра над злом)

Вывод: Иван Алексеевич Бунин в стихотворении «Густой зелёный ельник у дороги…» видит большее, чем сохранение жизни животного, он видит СОХРАНЕНИЕ КРАСОТЫ. Бунин призывает нас особенно зорко видеть и замечать то, что сокрыто от глаз ленивого, равнодушного к родной природе человека. Издревле олень считается универсальным благоприятным символом. Он ассоциируется с чистотой, восходом, обновлением, светом, духовностью и созиданием. Наиболее характерные качества животного: грациозность, стремительность, красота. Образ оленя неслучайно появляется в стихотворении Бунина. Посредством него поэту удается продемонстрировать читателям величественность и великолепие северной природы. Из всех лесных зверей именно олень в наибольшей степени подходит в качестве олицетворения красоты и благородства.

8. Блок «Резюме»

Что вас взволновало?

О чём задумались? (Писатели, художники, поэты умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)

Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему? (Стремление спасти красоту от гибели по–прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)

Продолжить фразу (рефлексия):

    Меня взволновало…

    Я задумался…

    Мне сегодня удалось…

    Мне было интересно…

    Я затруднялся…

    Хотелось бы…

    К следующему уроку я…

Домашнее задание:

Ребята, дома все поработаете:

а) над выразительностью чтения стихотворения (наизусть по желанию)

Те, кто пишет стихи,

б) попробуйте написать к следующему уроку свое стихотворение о природе.

Те, кто любит рисовать,

в) нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.

Эти задания вы найдёте в рабочей тетради.

Поэт обладает даром рисовать словами, как художник рисовать кистью. А стихи открывают нам красоту родной природы, призывают её охранять, учат понимать язык природы. Но откроется это не всякому, а только человеку умному, доброму, чуткому и внимательному. Постараемся же стать такими!

Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги» было написано в 1905 г. и напечатано в сборнике «Стихотворения 1903 – 1906». Первоначально оно называлось «Олень». Позже Бунин снял название, исходя из художественного замысла: олень – эпический герой стихотворения, но идея сосредоточена не на образе оленя, хотя этот образ помогает её осознать.

Литературное направление и жанр

Стихотворение – прекрасный образец пейзажной лирики. Бунин традиционно считается писателем-реалистом, хотя этот вопрос оспаривается некоторыми литературоведами. Лирический герой вглядывается в окружающий мир, как следопыт, прочитывает историю своего оленя, которую видит в природе, как в зеркале. По способу создания художественного образа стихотворение реалистическое. Но черты модернизма проскальзывают в самом выборе предмета описания: олень показан в миг смертельной опасности, Бунин изображает жизнь как краткий миг, подчёркивая её хрупкость. Такое мировосприятие характерно для модернизма.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 катренов. В первой строфе автор описывает идиллическую картину зимнего леса, на фоне которой появляется главный герой стихотворения – могучий олень.

Во второй строфе читатель вдруг понимает, что лирический герой оленя не видел. Он судит о внешности и поведении оленя только по его следам. Таким образом, со второй строфы лирический герой сам появляется в стихотворении, будто ведёт читателя, указывая ему на важные детали.

В третьей строфе появляется конфликт и есть даже подобие кульминации эпического произведения. Прыжок оленя связан с нападением стаи собак. Кажется, будто лирический герой вышел на опушку и на лугу видит собачий гон (или слышит лай этого гона). А может быть, он только предполагает, узнаёт по следам, что олень побежал в долину, а за ним – стая собак. Остаётся загадочной последняя строфа: лирический герой видит уносящегося вдаль оленя или только представляет себе этого оленя, предполагает, как он мог себя вести?

Эпический сюжет стихотворения может длиться буквально несколько мгновений, если лирический герой наблюдает следы на дороге и оленя, убегающего вдали. Или герой может несколько часов идти по зимнему лесу, рассматривая следы оленя и воображая его гордый вид и произошедшие с ним события.

Независимо от того, какой вариант предполагал Бунин и какой увидел читатель, у лирического героя в результате рождается философское рассуждение о красоте и смерти, о квинтэссенции жизни. Эпическая развязка в стихотворении отсутствует: олень уносил красоту от смерти, но унёс ли? Эта борьба красоты как воплощения жизни и смерти длится вечно, как и кульминация стихотворения.

Тема стихотворения – красота природы, которая заставляет остановиться и присмотреться. Олень как воплощение этой красоты. Основная мысль словесно выражена в последней строфе: красота - это сила, побеждающая смерть.

Тропы и образы

Первая строфа – описание зимнего леса и оленя с помощью эпитетов: густой зелёный ельник, глубокие пушистые снега, могучий тонконогий олень, тяжкие рога. Инверсия при описании оленя становится причиной обособления эпитетов, выделяет благородного оленя из остальной природы.

Во второй строфе описаны следы жизнедеятельности оленя. Взгляд лирического героя максимально приближен к предметам. Виден след оленя, и даже по отпечаткам зубов лирический герой угадывает их белизну, а значит, крепость (эпитет белый зуб).

Ёлка в этой строфе приобретает человеческие черты: у неё есть макушка (олицетворение), с которой, подобно волосам, осыпаются хвоинки и остинки.

В третьей строфе неторопливость повествования, которая похожа на размеренный и редкий след оленя (эпитеты), нарушается. Им противопоставляется прыжок. Внезапность Бунин подчёркивает словом «вдруг». Отсутствие глаголов-сказуемых в первом, втором и второй части последнего предложения рождает скорость, динамику. Единственное сказуемое в этой строфе – теряется (о собачьем гоне). В отличие от второй строфы, взгляд лирического героя максимально удалён от объекта, собачий гон и олень перед ним теряется вдали. Незаконченное последнее предложение – это и незаконченная конкретная мысль, и напряжённое ожидание развязки.

Последняя строфа, в которой содержится вывод и надежда лирического героя, но не развязка эпического сюжета, полна эпитетами и наречными эпитетами: легко, бешено, свежие силы, радостно-звериная стремительность. Всё это – качества прекрасного оленя, позволяющие ему победить и выжить. В сущности, это составляющие истинной природной красоты, будь она в человеке или звере. В этой строфе два предложения, и оба восклицательные. Междометие передаёт эмоции лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом. Рифмовка перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской.

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»

Иван Бунин
"Густой зеленый ельник у дороги..."

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след размеренный и редкий,
И вдруг - прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон - и ветки,
Обитые рогами на бегу...

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!

Поэзия Бунина очень своеобразна, стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин - тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка. Его стихи своеобразны. Это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей.

Бунин резко отрицательно отнесся к символизму, вся его поэтика, по существу, была упорной борьбой с символизмом. Причем поэта не смущало, что в этой борьбе он оказался один. Он стремился вырвать из своего творчества все, что могло бы быть общего с этим течением в искусстве. Бунин особенно отвергал "неправду" символизма. Для символистов действительность была покрывалом, маской, скрывающей иную, более подлинную реальность, разоблачение которой совершается путем преображения действительности в творческом акте. Пейзаж - пробный камень в изображении действительности. Именно тут Бунин особенно упорствует против символистов. Для них природа - сырой материал, который они подвергают переработке. Бунин же хочет быть созерцателем совершенного творения.
Бунин оставался верен своему антисимволизму, он никак не мог поверить, что форма способна служить не только вместилищем мысли, но и выражать саму мысль.
Форма стихов Бунина, конечно, безукоризненна, но нельзя не отметить, что поэт сознательно лишил ее многих существенных возможностей. Связав свою форму, он отчасти связал себя.

Иван Алексеевич Бунин
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист.
Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа "Антоновские яблоки". В 1901 году в издательстве символистов "Скорпион" вышел сборник стихотворений "Листопад". За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1898 год, в некоторых источниках указан 1896) Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия.
Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже.

Творчество великого русского литератора Ивана Алексеевича Бунина стало яркой страницей в истории русской литературы. Каждое произведение этого писателя и поэта наполнено тонкими чувствами, через которые автор передает читателю красоту и необыкновенность окружающего мира и людей.

Перу Ивана Буна принадлежит много романов, рассказов и замечательных стихотворений, в которых он вложил не только свое писательское мастерство, но и душу. С одним из его стихотворений, вы ознакомитесь сейчас.

Анализ стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги»

Первая строчка стихотворения переносит нас в зимний пейзаж, мы представляем непроходимые снега, которыми окутана лесная чаща. Вдруг из-за зеленого ельника вышел красавец - олень . Он шел медленно и гордо нес свои красивые рога. Автор описывает следы, по которым шел олень: согнутая ель, обсыпанные на белый снег хвоинки и оленья шерсть, оббитые рогами ветки и следы.

Именно по следам автор сделал вывод, что сначала олень шел медленно, а потом начал бежать. Но от кого, же он убегал так торопливо? От людей, которые хотели его убить. В конце стихотворения, Иван Бунин восхищается силой и красотой оленя, который вопреки всему смог убежать от своих преследователей. Своим отчаянным бегом, олень удалось спасти не только собственную жизнь, но и красоту природы, частью которой он является.

Красота природы в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги»

Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги» вызывает у читателя чувство восхищения природой. Автор смог передать всю красоту природы , которая окружает человека. Необъятные просторы, белые снега, зеленые хвойные деревья и сильный красивый олень – все это заставляет нас испытывать восхищение и восторг.

В стихе Бунин также поднимает еще одну очень важную тему – это защита природы человеком. Люд, которые охотились на оленя, видели в нем исключительно добычу, и не рассматривали животное как неотъемлемую часть прекрасной дикой природы. Они не замечали его красивые рога, его силу и смелость.

Очень часто мы используем природу в корыстных целях и тем самым наносим непоправимый ущерб всему окружающему миру. Следует помнить о том, что природу надо защищать: животные и растения нуждаются в нашей помощи.

Каждому из нас следует делать все возможное, чтобы красота природы, которую описывал в своем стихотворении Иван Алексеевич Бунин, не исчезла из реальной жизни, и мы могли бы всегда ею наслаждаться.

Иван Бунин
"Густой зеленый ельник у дороги..."

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след размеренный и редкий,
И вдруг - прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон - и ветки,
Обитые рогами на бегу...

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!

Поэзия Бунина очень своеобразна, стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин - тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка. Его стихи своеобразны. Это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей.

Бунин резко отрицательно отнесся к символизму, вся его поэтика, по существу, была упорной борьбой с символизмом. Причем поэта не смущало, что в этой борьбе он оказался один. Он стремился вырвать из своего творчества все, что могло бы быть общего с этим течением в искусстве. Бунин особенно отвергал "неправду" символизма. Для символистов действительность была покрывалом, маской, скрывающей иную, более подлинную реальность, разоблачение которой совершается путем преображения действительности в творческом акте. Пейзаж - пробный камень в изображении действительности. Именно тут Бунин особенно упорствует против символистов. Для них природа - сырой материал, который они подвергают переработке. Бунин же хочет быть созерцателем совершенного творения.
Бунин оставался верен своему антисимволизму, он никак не мог поверить, что форма способна служить не только вместилищем мысли, но и выражать саму мысль.
Форма стихов Бунина, конечно, безукоризненна, но нельзя не отметить, что поэт сознательно лишил ее многих существенных возможностей. Связав свою форму, он отчасти связал себя.
http://bunin.niv.ru/review/bunin/009/820.htm

Иван Алексеевич Бунин
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист.
Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа "Антоновские яблоки". В 1901 году в издательстве символистов "Скорпион" вышел сборник стихотворений "Листопад". За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1898 год, в некоторых источниках указан 1896) Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия.
Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже.
http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/bunin.html



Новое на сайте

>

Самое популярное