Домой Пульпит Формы соц контроля в учреждении. Б.45 Социальный контроль: формы и виды

Формы соц контроля в учреждении. Б.45 Социальный контроль: формы и виды

Социальное вознаграждение . Выражаются в таких формах, как улыбки, одобрительные кивки, рукопожатия, слова, спичи и тосты, благожелательное отношение старших и начальников. Социальные вознаграждения поощряют соблюдение общепринятых норм и правил (конформность) и косвенно осуждают их нарушение (девиацию).

Наказание. Видами неформального наказания служат недовольный взгляд, интонация, мимика, выражающая обиду, неудовлетворенность; критика, агрессивная поза, давление, угрозы, словесный бойкот, остракизм, физическая расправа. Наказание, как правило, непосредственно направлено против конкретных нарушений социальных норм. Применение тех или иных форм наказания зависит как от восприимчивости нарушителя, его понимания степени вины и конформности его поведения, так и от уровня развития личностных качеств и потребностей людей непосредственного окружения, осуществляющих наказание.

Убеждение заключается в таком воздействии на девианта, которое заставляет его осмыслить свои поступки, нарушаюшие социальные нормы, и изменить свое поведение. Убеждение имеет нейтральный и терпимый по отношению к нарушителю характер. Этот тип неформального контроля действует более на сознание, чем на чувства и эмоции. Тот, кто занимается убеждением, действует, как правило, обдуманно: подбирает аргументы, старается показать все социальные выгоды изменения поведения для девианта, а также показать его групповые интересы, которые не соблюдаются в случае нарушения им норм.

Переоценка норм . В этом случае поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное.

Классификация типов формального социального контроля по (Т. Парсонсу)

Изоляция. Этот тип социального контроля применяется для отделения закоренелых, наиболее опасных девиантов от общества. Формами изоляции являются предварительное (в камерах предварительного заключения) и тюремное заключение. Такой тип социального контроля позволяет поддерживать высокий статус социальных норм, удаляя их постоянных и злостных нарушителей из общества и лишая негативного примера для тех, кто склонен к девиации. Изоляция, по Т. Парсонсу, не предусматривает попыток реабилитации.

Обособление . Этот тип контроля предусматривает ограничение контактов девианта с окружающими, т. е. не полную, а частичную изоляцию от общества. У девиантов в этом случае сохраняется возможность вернуться в общество, когда они будут готовы выполнять социальные нормы. Формами обособления могут быть, например, помещение в психиатрическую больницу на ограниченный срок, ссылка или высылка из страны.

Реабилитация . Этот тип социального контроля подготавливает девианта к возвращению в общество, к исполнению своих социальных ролей. Социальные психологи создают специальные программы реабилитации, учитывающие особенности обособления девиантов и нарушения ими социальных норм.



Систему формального социального контроля образуют профессиональные организации; эту систему создают и координируют государственные органы. Она действует на основе законодательных актов. Основная цель системы формального социального контроля - создание, воссоздание и поддержание порядка, соблюдение правил, устанавливаемых законодательством.

Технические средства , используемые на лекции: мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

Список литературы :

1. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного поведения. – Спб., 1993.

2. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

3. Гидденс Э. Социология. – М., 1999.

4. Смелзер Н. Социология. – М., 1994

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. В узком смысле социальный контроль - это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Соц. контроль включает в себя два главных элемента : социальные нормы и санкции. Санкции - любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Виды: Неформальный (внутригрупповой) - основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации.

Формальный (институциональный) - основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

В социологической науке известно4 принципиальные формы социального контроля:

Внешний контроль (Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов)

Внутренний контроль (самоконтроль);

Контроль через отождествление с референтной группой;

Контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Выделяют следующие механизмы социального контроля :

изоляцию - изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);

обособление - ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);

реабилитацию - комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Б.46 Гражданское общество и государство.

Гражданское общество - это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Признаки гражданского общества: наличие в обществе свободных владельцев средств производства; развитая демократия; правовая защищённость граждан; определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

самоуправление; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; сильная социальная политика государства; многоукладная экономика; большой удельный вес в обществе среднего класса. Состояние гражданского общества, его потребности и цели определяют основные черты и социальное назначение государства . Качественные перемены в структуре гражданского общества, содержании основных сфер его деятельности, неизбежно приводят к изменению характера и форм государственной власти. В то же время государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу, может существенно влиять на его состояние. Это влияние, как правило, позитивно, нацелено на поддержание стабильности и прогрессивное развитие гражданского общества. Хотя история знает и противоположные примеры. Государство как особое явление социальной власти имеет качественные признаки. Оно организованно в виде государственного аппарата; осуществляет управление обществом через систему функций и определенными методами. Внешне государство представлено в различных формах. Признаки государства - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе. К основным признакам государства относятся: суверенитет, территориальный принцип осуществления власти, особая публичная власть, неразрывная связь с правом

Б. 47 Массовое сознание и массовое действие. Формы массового поведения.

Массовое сознание - база массовых действий, поведения. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными (демонстрация, революция, война). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли лидеры, способные возглавить остальных.

Массовое поведение (в том числе и стихийное) - это термин политической психологии, которым обозначают различные формы поведения больших групп людей, толпы, циркуляции слухов, паники и прочих массовидных явлений.

К формам массового поведения относят : массовую истерию, слухи, сплетни, панику, погром, бунт.

массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами (средневековая "охота на ведьм", послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы "третьей мировой войны" в 60-70 годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.)

слухи - совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.

паника - такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Они действуют независимо, как правило, мешая и травмируя друг друга.

погром - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности.

бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Б. 48. Культура как система ценностей

культура – это система ценностей, накопленная человечеством за многолетнюю историю своего развития. включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Основные элементы культуры: язык,обычаи,традиции,нравы,законы,ценности.

Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба. Без ценностей не обходится ни одно общество. Именно ценности являются определяющим элемент культуры, ее ядро. Они выступают как а) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; б) критерий оценки реальных явлений; в) они определяют смысл целенаправленной деятельности; г) регулируют социальные взаимодействия; д) внутренне побуждают к деятельности. В систему ценностей соц. субъекта могут входить различные ценности:

1 ) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2 ) универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок и т.д.); б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.); в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.);

3 ) партикулярные: а) привязанность к малой родине, семье; б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

Социальный контроль - это деятельность, направленная на поддержание нормального поведения индивида, группы или общества различными средствами социального воздействия. При этом важно обеспечить соответствие трудового поведения общепринятым социальным нормам.

К отличительным признакам социального контроля относят упорядоченность, формализованность, категоричность требований, предъявляемых к индивиду, их нормативность, обеспеченность как формальными, так и неформальными санкциями.

Социальный контроль имеет сложную структуру, которую составляют три взаимосвязанных процесса:

Наблюдение поведения;

Оценка поведения с точки зрения социальных норм;

Реакция на поведение в форме санкций.

Чаще всего основанием для деления социального контроля на различные виды является субъективность его осуществления.

В зависимости от субъекта обычно различают следующие виды социального контроля:

1. Административный контроль. Осуществляют представители администрации предприятия, руководители различных уровней в соответствии с нормативными документами. Этот вид контроля называется также внешним, поскольку его субъект не включен в непосредственно контролируемую систему отношений и деятельности, находится вне этой системы.

Недостатки административного контроля проявляются в том, что он не всегда может быть всеохватывающим и оперативным; вполне вероятна и его необъективность.

2. Общественный контроль. Осуществляется общественными организациями в рамках, предусмотренных уставами или положениями об их статусе. Эффективность общественного контроля обусловлена организованностью, структурированностью и сплоченностью соответствующих общественных организаций.

3.Групповой контроль. Это взаимный контроль членов коллектива. Различают групповой контроль формальный (рабочие собрания и конференции, производственные совещания) и неформальный (общее мнение в коллективе, коллективные настроения).

Среди преимуществ взаимного контроля отмечают прежде всего простоту механизма надзора, поскольку нормальное или отклоняющееся поведение наблюдается непосредственно. Вместе с тем взаимный контроль также имеет недостатки. Прежде всего это субъективизм: если отношениям между людьми свойственны конкуренция, соперничество, то они, естественно, предрасположены несправедливо приписывать друг другу какие-то нарушения дисциплины, предубежденно оценивать организационно-трудовое поведение друг друга.

4. Самоконтроль. Представляет собой осознанное регулирование собственного трудового поведения на основе самооценок и оценок на соответствие существующим требованиям и нормам. Основное преимущество самоконтроля -- ограничение необходимости специальной контрольной деятельности со стороны администрации. Самоконтроль имеет два основных недостатка: каждый субъект в оценке собственного поведения склонен занижать социально-нормативные требования, более либерален к себе, нежели к другим; В зависимости от характера используемых санкций или поощрений социальный контроль бывает двух видов: экономический (поощрения, взыскания) и моральный (презрение, уважение).

  • 5.Становление социологии как науки. Функции социологии.
  • 6.Особенности формирования отечественной социологии.
  • 7.Интегральная социология п.Сорокина.
  • 8.Развитие социологической мысли в современной России.
  • 9.Концепция социального реализма(э.Дюркгейм)
  • 10.Понимающая социология (м.Вебер)
  • 11.Структорно-функциональный анализ(Парсонс,Мертон)
  • 12.Конфликтологическое направление в социологии (Дарендорф)
  • 13.Символический интеракционизм (Мид, Хоманс)
  • 14.Наблюдение,виды наблюдений, анализ документов, научный эксперимент в прикладной социологии.
  • 15.Интервью,фокус-группа,анкетный опрос, виды анкетных опросов.
  • 16.Выборка, типы и методы формирования выборки.
  • 17.Признаки социального действия. Структура социального действия: актор, мотив, цель действия, результат.
  • 18.Социальные взаимодействия. Виды социальных взаимодействий по Веберу.
  • 19.Кооперация,конкуренция, конфликт.
  • 20.Понятие и функции социального контроля. Основные элементы социального контроля.
  • 21.Формальный и неформальный контроль. Понятие агентов социального контроля. Конформность.
  • 22.Понятие и социальные признаки девиации. Теории девиации. Формы девиации.
  • 23.Массовое сознание. Массовые действия, формы массового поведения(бунт, истерия, слухи, паника); особенности поведения в толпе.
  • 24.Понятие и признаки общества. Общества как система. Подсистемы общества, их функции и взаимосвязь.
  • 25.Основные типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.
  • 28.Понятие семьи, ее основные характеристики. Функции семьи. Классификация семьи по: составу, распределению власти, месту проживания.
  • 30.Международное разделение труда, транснациональные корпорации.
  • 31.Понятие глобализация. Факторы процесса глобализации, электронные средства коммуникации, развитие технологий, формирование глобальных идеологий.
  • 32.Социальные последствия глобализации. Глобальные проблемы современности: «Север-Юг», «Война-Мир», экологические, демографические.
  • 33.Место России в современном мире. Роль России в процессах глобализации.
  • 34.Социальная группа и ее разновидности(первичные, вторичные, внутренние, внешние, референтные).
  • 35.Понятие и признаки малой группы. Диада и триада. Структура малой социальной группы и отношения лидерства. Коллектив.
  • 36.Понятие социальной общности. Демографические, территориальные, этнические общности.
  • 37.Понятие и виды социальных норм. Понятие и виды санкций. Типы санкций.
  • 38.Социальная стратификация, социальное неравенство и социальная дифференциация.
  • 39.Исторические типы стратификации. Рабство, кастовая система, сословная система, классовая система.
  • 40.Критерии стратификации в современном обществе: доход и собственность, власть, престиж, образование.
  • 41.Система стратификации современного западного общества: высший, средний и низшие классы.
  • 42. Система стратификации современного российского общества. Особенности формирования высшего, среднего и низшего классов. Базовый социальный слой.
  • 43.Понятие социальный статус, виды статусов (предписанный, достигаемый, смешанный). Статусный набор личности. Статусная несовместимость.
  • 44. Понятие мобильности. Виды мобильности: индивидуальная, групповая, межпоколенная, внутрипоколенная, вертикальная, горизонтальная. Каналы мобильности: доход, образование, брак, армия, церковь.
  • 45.Прогресс, регресс, эволюция, революция, реформа: понятие, сущность.
  • 46.Определение культуры. Компоненты культуры: нормы, ценности, символы, язык. Определения и признаки народной, элитарной и массовой культуры.
  • 47.Субкультура и контркультура. Функции культуры: познавательная, коммуникативная, идентификационная, адаптационная, регулирующая.
  • 48.Человек, индивид, личность, индивидуальность. Нормативная личность, модальная личность, идеальная личность.
  • 49. Теории личности з.Фрейда, Дж. Мида.
  • 51.Потребность, мотив, интерес. Социальная роль, ролевое поведение, ролевой конфликт.
  • 52.Общественное мнение и гражданское общество. Структурные элементы общественного мнения и факторы, влияющие на его формирование. Роли общественного мнения в формировании гражданского общества.
  • 21.Формальный и неформальный контроль. Понятие агентов социального контроля. Конформность.

    Термин \" социальный контроль \"был введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Габриэлем Тардом Он рассматривал его как важное средство исправления криминального поведения Впоследствии Тард расширил соображений ния этого термина и рассматривал социальный контроль как один из главных факторов социализацилізації.

    Социальный контроль является особым механизмом социального регулирования поведения и поддержания общественного порядка

    Неформальный и формальный контроль

    Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении действий человека со стороны ее родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через обычаи и традиции, или че Ерез средства массовой информации.

    В традиционном обществе существовало очень мало устоявшихся норм Большинство аспектов жизни членов традиционных сельских сообществ контролировались неформально Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных их с традиционными праздниками и обрядами, воспитывали уважение к социальным нормам, понимание их необходимоститі.

    Неформальный контроль ограничен небольшой группой, в большой группе он неэффективен Агентами неформального контроля есть родственники, друзья, соседи, знакомые

    Формальный контроль основан на одобрении или осуждении действий человека со стороны официальных органов власти и администрации В сложном современном обществе, которое насчитывает много тысяч или даже миллионов лю иудей, поддерживать порядок средствами неформального контроля - невозможно В современном обществе контроль за порядком осуществляют специальные социальные институты, такие как суды, образовательные учреждения, армия, цер кВА, средства массовой информации, предприятия и др. Соответственно, агентами формального контроля выступают работники этих установокнов.

    Если индивид выходит за пределы общественных норм, а его поведение не соответствует социальным ожиданиям, он непременно сталкивается с санкциями, то есть с эмоциональной реакцией людей на нормативно урегулированную поведение.

    Агенты социализации – социальные группы и социальная среда, которые оказывают значительное влияние на формирование личности и вхождение человека в общество. В соответствии с видами социализации, агенты бывают первичными и вторичными. Агенты первичной социализации - родители, сверстники, родственники, учителя, тренеры, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации - администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и др. Институты социализации – социальные группы, способствующие усвоению индивидом социальных норм и правил поведения (семья, институт образования, экономический институт, культура).

    Агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя по убывающей их воздействие сохраняется и во второй. Институты социализации преобладают во второй половине жизни человека. Первые выполняют множество функций (мать-опекун, администратор, воспитательница, учительница, подруга и т.д.), вторые - одну, две (СМИ - информация, идеологическая обработка).

    Среди агентов первичной социализации в превосходящей позиции находятся родители и сверстники - друзья. Родители желают, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения и проступки; ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию - переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние.

    Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, институтов - нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые - нет. Так, взаимозаменяемы функции родителей и родственников, но директор школы не сможет заменить премьер- министра. Кроме того, деятельность по социализации первичных агентов не оплачивается в отличие от вторых.

    Начальная (первичная) социализация - область межличностных отношений и предписанных статусов - является базисной в процессе становления, обучения и адаптации социального "Я". Вторичная продолженная социализация – область формальных социальных отношений и достигаемых статусов.Конформность – это лишь внешнее согласие с общепринятым. Внутренне индивид может быть не согласен с нормами, господствующими в обществе. Конформность – это основная цель социального контроля. Различаются четыре типа санкций.

    НЕФОРМАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

    Иногда санкции применяются неформально. Например, когда люди, находящиеся в тесном контакте с нарушителем, выражают ему свое неодобрение. Рассмотрим следующую си-туацию.

    Сьюзан, студентка первого курса колледжа, проводит суб-боту в Бостоне. Когда вечером она приезжает на вокзал, что-бы отправиться обратно в колледж, оказывается, поезд уже ушел. В Бостоне Сьюзан знает только Сэма, приятеля ее со-седки по общежитию. Она звонит Сэму, который приглашает ее переночевать у него. Сьюзан едет к нему домой, оттуда звонит подруге и сообщает, что не приедет ночевать, при этом она указывает фамилию и адрес Сэма. Сьюзан и Сэм не-которое время беседуют, а потом она ложится спать на ку-шетку. Утром по пути в колледж она думает о том, как Кэти, ее соседка по комнате, отнесется к тому, что произошло, но она уверена, что, услышав о случившемся, Кэти все правиль-но поймет. Но когда Сьюзан звонит ей и просит встретить ее на вокзале, оказывается, что та очень занята и не может это-го сделать. Сьюзан приезжает в колледж на такси. Она вхо-дит в комнату и здоровается с подругой, но та проходит мимо, не обращая на нее внимания. Сьюзан не имеет возможности объяснить Кэти всю ситуацию, потому что подруга избегает ее. За обедом Сьюзан садится за свое обычное место, но окру-жающие продолжают беседовать, проявляя к ней полное без-различие.

    Эта ситуация является примером неформального социаль-ного контроля или "неофициального" социального давле-ния. Такой вид давления наиболее характерен для небольших /228/ групп. Сьюзан нарушила групповые нормы, оставшись на ночь в квартире Сэма. Вероятно, она не будет так поступать в дальнейшем, потому что не хочет подвергнуться остракизму со стороны друзей еще раз. Остракизм, критика и насмешка представляют собой как бы виды неформального контроля, препятствующие девиантному поведению.

    Кросби (1975) выделил четыре основных типа неформаль-ного контроля.

    Социальные вознаграждения, выражающиеся в улыбках, одобрительных кивках и более весомых проявлениях (напри-мер, повышении в должности), служат для поощрения кон-формности и косвенного осуждения девиации.

    Наказание - недовольный взгляд, критические замечания и даже угроза физической расправы - непосредственно на-правлено против девиантных поступков и обусловлено жела-нием их предотвратить.

    Убеждение - еще один способ воздействия на девиантов. Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тре-нировки, в необходимости поддерживать свою спортивную форму.

    Последним, более сложным типом социального контроля является переоценка норм - при этом поведение, которое счи-талось девиантным, оценивается как нормальное. Например, в прошлом, если муж оставался дома, выполнял домашнюю работу и присматривал за детьми, когда жена уходила на ра-боту, такое поведение считалось необычным и даже девиант-ным. В настоящее время (главным образом в результате борь-бы женщин за свои права) роли в семье постепенно перерасп-ределяются, выполнение домашней работы перестало счи-таться предосудительным и позорным для мужчины.

    ФОРМАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

    Утром женщина выезжает из дома, понимая, что опазды-вает на работу, мчится на красный свет. Полицейский просит ее подъехать к краю тротуара и вручает квитанцию на уплату штрафа. Когда, наконец, она приходит на работу, ее началь-ник заявляет, что, если она еще раз опоздает, ее уволят с ра-боты. Вечером она приходит домой и обнаруживает, что в квартире отключено электричество, поскольку она забыла оплатить счет.

    Систему формального социального контроля осуществля-ют организации и правила, предназначенные для защиты по-рядка. Полиция и другие правоохранительные органы, а так-же суды, психиатрические больницы и пр. представляют собой /229/ организации подобного типа. Их сотрудники следят за со-блюдением правил, предусмотренных законодательством, хо-тя многие другие правила связаны лишь с бюрократическими процедурами. В органах социального контроля имеется мно-гочисленный аппарат сотрудников, включающий офицеров полиции, судей, юристов, служащих тюрем, сборщиков нало-гов и чиновников правительственных органов управления.

    Уголовное право - это система формального социального контроля, в которой существует несколько определенных эта-пов, превращающих индивидуума в девианта. Прежде всего он подвергается аресту. На следующем этапе девиант пред-стает перед судом по уголовным делам, который выносит при-говор, решающий его дальнейшую судьбу. Наконец, в зависи-мости от результата второго этапа, он может попасть в тюрь-му или подвергнуться другому виду наказания (на схеме 7-1 представлены этапы, которые проходит преступник в системе формального социального контроля).

    Схема 7-1. Этапы, через которые проходят уголовные преступники в систе-ме формального социального контроля.

    Полиция

    На первом этапе этого процесса обычно происходит встре-ча представителя полиции с человеком, подозреваемым в на-рушении закона. Полицейский может выследить автомобиль, петляющий по узким улицам, и заставить водителя остано-виться у края тротуара. Сотрудник полиции имеет право обы-скать подозреваемого, заставить его идти под конвоем или применить к нему другие меры пресечения противоправных действий. Подозреваемый, в свою очередь, может проявить участливое, нейтральное или воинственное отношение к представителю власти. На основе этого контакта представи-тель полиции принимает решение, влияющее на дальнейший ход событий, - он может отпустить подозреваемого, сделать ему предупреждение, привести в полицейский участок для проверки на содержание алкоголя в крови или возбудить про-тив него уголовное дело.

    Общение с потенциальными преступниками оказывает влияние на личность полицейских (Школьник, 1966). На каждом шагу они сталкиваются с опасностью; они обладают властью над рядовыми гражданами; вышестоящие начальни-ки оказывают на них давление и предъявляют к ним требова-ния. В результате всего этого у служащих полиции складыва-ется особое отношение к окружающему миру. Помимо всего прочего, они придают важное значение так называемым символическим уликам - имеются в виду неопрятная одежда по-дозреваемых или их враждебное отношение к полицейским; /231/ эти факторы определяют их обращение с потенциальным преступником.

    Давление, оказываемое на представителей полиции, также способствует формированию у них несколько иного представ-ления о справедливости, чем у сотрудников других правоохранительных органов. Они стремятся к наиболее полной сво-боде действий, не признают ограничений этой свободы. Про-курор, окончивший юридический колледж, с большей готовностью применяет общие для всех правила и, следовательно, проявляет большее уважение к правам преступников, кроме того, он стремится ограничить власть полиции. Судья, веро-ятно, придает более важное значение четкому соблюдению правил судопроизводства и стремлению к максимальной объ-ективности и компетентности.

    Судебный процесс начинается с ареста. Но кто же подвер-гается аресту? На практике доказано, что возраст, раса, клас-совая принадлежность и пол правонарушителя влияют на решение полиции об аресте. На схеме 7-2 показано, что среди арестованных подавляющее большинство составляют мужчи-ны, молодежь, негры.

    На обращение с правонарушителями оказывают влияние также особенности ситуации. Например, в соответствии с за-конами некоторых крупных городов полиция имеет право подвергнуть человека карантину, если существуют подозре-ния, что он болен венерической болезнью. Это дает возможность изолировать арестованных проституток до обследова-ния их специалистами по венерическим болезням. Однако в действительности лишь двое из каждых пяти арестованных проституток подвергаются карантину (Школьник, 1966), по-тому что полиция использует данный закон не как средство борьбы с венерическими заболеваниями, а как способ угрозы проституткам. Те из них, которые "сотрудничают" с пол-ицией (например, служат осведомителями), не подвергаются карантину. Таким образом, на практике не обязательно соблюдается принцип равенства всех перед законом.

    Тот факт, что в обращении с преступниками допускается неравенство противоречит основной ценности американского общества - незыблемости буквы закона. Вполне очевидно, что существует некоторое несоответствие между идеалом и дей-ствительностью. Оно объясняется тем, что полиция должна в первую очередь укреплять "закон и порядок". Граждане же придают главное значение искоренению преступности в об-ществе, а не тому, насколько строго полиция соблюдает зако-ны. Если полицейские в какой-то мере нарушают правила и незаконно задерживают закоренелого преступника, это вызывает /232/ скорее общественное одобрение, чем осуждение. Поэ-тому неудивительно, что полицейские в первую очередь стре-мятся к осуществлению карательных функций, а не к обеспе-чению свободы граждан.

    Схема 7-2. Соотношение всего населения США с теми, кто был арестован в 1984 г., по полу, возрасту и расовой принадлежности.

    Суды

    После ареста преступники переходят в руки судебной сис-темы. Зал суда в нашем представлении ассоциируется с на-пряженной, полной драматизма борьбой; каждая сторона отстаивает свои доводы, и окончательный приговор выносится на основе их тщательного анализа. Однако в действительности все обстоит иначе. Присяжные заседатели не имеют до-статочно времени на тщательное рассмотрение каждого дела, поэтому многие дела решаются вне суда или путем обсужде-ния, почти ничего общего не имеющего с судебным процес-сом, предусмотренным Конституцией. Один из студентов /233/ юридического факультета сравнивал судебный процесс с кар-точной игрой "в дурака" (Карлин, 1975), в которой "подсуди-мый находится в положении дурака, набравшего карты всех выигрывающих и проигрывающих соперников" (с.348).

    В США от 90 до 98 процентов уголовных дел не рассматри-ваются в судебном порядке (Фили, 1979). В результате иссле-дования 1640 дел, переданных в суд первой инстанции, было установлено, что ни одно из них не рассматривалось в судеб-ном процессе.

    Самым распространенным способом ведения уголовных дел в судах низшей и высшей инстанций стала договорен-ность с подсудимыми, признающими свою вину. Суть такой договоренности заключается в том, что подсудимый готов признать свою вину, если ему будет предъявлено обвинение в менее тяжком преступлении и это повлечет за собой смягче-ние приговора. Такой способ ведения дела связан с меньшими материальными затратами, чем длительный судебный про-цесс. Один случай такой договоренности недавно получил широкую известность. Речь идет о деле Квентина Дэйли, ко-торый в прошлом считался звездой баскетбола университета Сан-Франциско; в дальнейшем он стал профессиональным игроком чикагской команды "Chicago Bulls". Дэйли признался в изнасиловании студентки медицинского училища при отягчающих вину обстоятельствах и получил условное осуж-дение; была достигнута договоренность, что взамен ему не будут предъявлены обвинения во множестве других совершенных им изнасилований.

    Почему договоренность о признании вины получила широ-кую огласку, несмотря на то, что это, в какой-то мере, навер-ное, мешает строгому исполнению законов, предусмотренных уголовным правом? Фили (1979) утверждает, что такой спо-соб ведения уголовных дел выгоден для всех участников су-дебного процесса. Подсудимый, признавший свою вину, из-бавлен от мучительной неопределенности длительного судеб-ного процесса; он экономит деньги, которые теряет в связи с необходимостью отлучаться с работы, кроме того, он не дол-жен платить комиссионные поручителям и гонорар адвокату; наконец, важную роль играет экономия времени. Что касает-ся адвокатов, то это освобождает их от неизбежных трудно-стей ведения уголовного процесса; кроме того, договоренность о признании вины дает им возможность на деле дока-зать, что они служат интересам подсудимых, поскольку им удается значительно смягчить приговор. Судьям также вы-годна договоренность о признании вины, так как это ускоряет весь ход судебного процесса; в противном случае они были бы /234/ перегружены делами, и их безнадежно поглотила бы нудная и дорогостоящая судебная волокита.

    Олсон (1975) высказал мнение, что договоренность о при-знании вины реализует своего рода индивидуальный подход к тем, кто по воле судьбы оказался на скамье подсудимых, и в некоторых случаях подобный судебный процесс становится более гуманным. "Мы должны помнить о том, - заявляет он, - что наши законы, связанные с вынесением приговора (напри-мер, за мелкие кражи), являются жестокими, устаревшими и довольно бессмысленными. Наказания, определяемые на их основе, часто бывают слишком суровы" (с.25). Договорен-ность о признании вины дает судьям некоторую свободу дей-ствий, и они могут смягчить наказание, если посчитают, что оно не соответствует тяжести преступления.

    Результаты исследования, проведенного Хэганом и Бернштейном (1979), свидетельствуют о том, что преступники из различных социальных слоев по-разному используют догово-ренность о признании вины. Анализ данных десяти федераль-ных окружных судов позволил установить, что выходцы из "высших слоев общества" (так называемые белые воротнич-ки или деятели торговли и представители технократии), об-виненные правительственными органами в таких преступле-ниях, как мошенничество или незаконные махинации в торговле, с большей готовностью используют договоренность о признании вины (они угрожают передать свои дела на рас-смотрение в обычном судебном порядке, если не будут смяг-чены предъявленные им обвинения и степень возможного наказания), чем представители "низших слоев общества" (так называемые уличные преступники), обвиняемые местной полицией. Исследователи объясняют это тем, что представи-тели средних и высших слоев стараются извлечь максималь-ную выгоду из своего признания вины и отказываются ее при-знать, если у них нет уверенности в том, что это облегчит их дальнейшую судьбу. Однако закоренелые преступники уже привыкли к судебным процедурам, и их, вероятно, больше устраивают традиционные и более привычные методы веде-ния дел.

    Тюрьмы

    Обычным наказанием за совершенное преступление слу-жит тюремное заключение. Преступники, которые прибыва-ют в тюрьмы, лишены "свободы, товаров и услуг, половых сношений с лицами противоположного пола, самостоятельно-сти и защиты" (Олсон, 1975). Они становятся частью особой /253/ социальной системы, в которой сформировались свойствен-ные ей статусы и роли. Один из исследователей тюремных со-циальных систем (Гарабедян, 1963) представил следующую классификацию основных типов заключенных:

    1)"законопослушные" - заключенные, участвующие в программах реабилитации и установившие вполне нормаль-ные отношения с сотрудниками тюрьмы;

      "достойные парни" - не принимающие участие в про-граммах реабилитации и избегающие контактов со служащи-ми тюрьмы;

      "политики" - принимающие активное участие в про-граммах реабилитации и устанавливающие широкие контак-ты с сотрудниками тюрьмы и другими заключенными;

      "отверженные" - это те, которые полностью изолирова-ны от служащих тюрьмы и других заключенных, потому что они подрывают тюремную дисциплину;

      "звонки" - заключенные, поведение которых непоследо-вательно, они обычно уклоняются от контактов как с сотруд-никами тюрьмы, так и с другими заключенными.

    Кроме того, в тюремном мире складывается совершенно особая система норм: "Не доноси на другого", "Не будь бол-ваном" и т.п. Установлено, что готовность соответствовать этим нормам меняется в зависимости от того, сколько време-ни заключенный находится в тюрьме и когда закончится его срок. Большинство заключенных склонны к "девиации" в се-редине назначенного срока; другими словами, когда время, проведенное в тюрьме, примерно равно времени, оставшему-ся до окончания срока (Гарабедян, 1963).

    Одним из самых страшных пороков тюремного мира явля-ется агрессивность одних заключенных против других. Ряд исследователей изучали причины такой агрессивности и условия, наиболее способствующие ее проявлению: На основе исследования, проведенного Эллисом, Грасмиком и Гильманом (1974), выявлены семь основных факторов, влияющих на эту тенденцию: возраст; наличие других заключенных, склонных к агрессивности; время, проведенное в тюрьме; ра-са; условия содержания в тюрьме; посещения извне; назна-ченный срок. Взаимосвязь между этими факторами имеет сложный характер, но, видимо, высокий уровень агрессивно-сти непосредственно обусловлен преобладанием: 1) молодых заключенных; 2) лиц, которым осталось отбыть в тюрьме год или несколько лет; 3) заключенных, к которым не приходят посетители. Среди названных факторов наиболее важную роль играет возраст. Почему молодые преступники более аг-рессивны, чем те, кто старше их по возрасту? Согласно мнению /236/ Эллиса и его коллег (1974), молодые заключенные с большим уважением относятся к тем, кто умеет драться, в то время как более умудренные опытом считают вспыльчивого молодого зека "болваном", который готов "плевать против ветра" (с.31).

    Джон Ирвин (1990) утверждал, что в последние десятиле-тия конфликты между заключенными в большей степени приняли расовый характер в связи с тем, что среди них возросло число негров, латиноамериканцев и представителей других национальных меньшинств. Члены расовых и этнических групп объединяются, демонстрируя ненависть к другим группам и защищая от них своих друзей. Этот вид конфликта также связан с обособлением заключенных в определенных местах. По свидетельству Банкера (1977), такая картина на-блюдается в тюрьме Сан-Квентин: "Негры... собрались вдоль северной стены, где располагались камеры - это место прозвали "Найроби". В результате десятилетней расовой борьбы в тюрьме укоренился неписаный закон, запрещающий вступать на "чужую" территорию. Черные сосредоточились в од-ном ряду, а белые и чиканос* (*американцы мексиканского происхождения) занимали другой ряд. Наконец был заполнен ряд, где сидели белые, в то время как среди не-гров оставались свободные места. Но белые не занимали их, а образовывали новый ряд. Официальная расовая сегрегация была отменена 10 лет назад; согласно тюремным правилам, заключенным разрешалось занимать места в любом из трех рядов, однако никто не переходил "запретную черту" и никто не стремился нарушить неписаный закон. Расизм был массо-вым психозом, охватившим всех, и скрытая расовая война продолжалась. Поэтому в столовой один ряд занимали только черные, в следующих двух или трех рядах сидели только бе-лые и чиканос, следующий ряд снова заполняли только не-гры" (с.20).

    Заключение

    Для трех этапов, которые мы рассмотрели (полиция, суды и тюрьмы), характерна одна важная общая черта: взаимодей-ствие между девиантом и представителями органа социаль-ного контроля играет решающую роль. Во время ареста со-трудники полиции вступают в контакт с подозреваемым. В суде существуют определённые взаимоотношения между об-виняемым и судьей, адвокатами, присяжными заседателями и другими участниками суда. Пребывание в тюрьме также /237/ связано с взаимодействием преступника с другими заключен-ными, конвоирами и др.

    Другими словами, девиация всегда напоминает улицу с двусторонним движением, поэтому характер взаимоотношения между девиантом и сотрудниками органа социального контроля решает исход процесса.

    ДЕВИАЦИЯ В БУДУЩЕМ

    Нам всем известна поговорка "Правила существуют для того, чтобы их нарушать". Пока существуют правила, люди будут их нарушать. Но в течение последних десятилетий и, может быть, даже веков наблюдается общая тенденция к ос-лаблению многих норм, особенно тех, которые регулируют нравственное и индивидуальное (приватное) поведение. Есть все основания считать, что это будет происходить и в даль-нейшем.

    В то же время жизнь не стоит на месте, и в результате оче-редных "крестовых походов" создаются новые правила; в свя-зи с этим возникают новые виды девиации. В качестве приме-ра возьмем возрастающее беспокойство в обществе по поводу окружающей среды. Это может привести к появлению мно-жества новых законов и возникновению новых толкований девиации. В недалеком будущем будут применяться более су-ровые меры наказания за выбрасывание мусора, ненужные затраты энергии и загрязнение воздуха или воды.

    Принятие новых законов способствует росту бюрократиче-ского аппарата. Создаются органы и конторы различных ти-пов, занятые составлением постановлений и их претворением в жизнь. Одновременно против бюрократии стали выступать сторонники реформ, которые ведут борьбу в защиту личной свободы граждан. Отдельные люди и группы (например, Аме-риканский союз борьбы за гражданские свободы) пытаются оказать сопротивление вторжению правительственных, банковских и кредитных органов в личную жизнь граждан.

    Поскольку процесс создания новых правил и новых спосо-бов их нарушения кажется бесконечным, можно смело пред-положить, что конца девиации не предвидится. Как это ни парадоксально, в то время как значение правил в обществен-ной жизни людей возрастает, наметилась тенденция их ослабления в других направлениях. Например, стандарты, регулирующие поведение в личной жизни (в частности, сексу-альное предпочтение), которые были значительно строже 10 лет назад, в дальнейшем могут оказаться еще более ослаблен-ными. Эта тенденция проявилась особенно ярко в Сан-Франциско, /238/ который славится терпимым отношением к многочис-ленным девиантным группам. В течение многих лет в эти группы входили представители этнических меньшинств, проститутки, битники, хиппи и гомосексуалисты. Иногда между ними возникают конфликты. Но в целом Сан-Франциско ско-рее олицетворяет многообразие, а не девиацию. Это объясня-ется в первую очередь тем, что представители девиантных субкультур и господствующей культуры "договариваются" друг с другом, чтобы найти приемлемые решения стоящих пе-ред ними проблем.

    Книга

    В стране и в Международной социологической ассоциации. С 1986 г. Смелзер является членом исполкома Международной социологической... . (О родственных социологии дисциплинах ниже.) Н. Смелзер . Социология. Глава 1 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Социологи...

  • Креативность действия

    Документ

    Такого структурного напряжения возникают, по Смелзеру , генерализированные представления, интерпретирующие кризисную... возникающих «генерализированных представлений», которые, по Смелзеру , являются необходимыми компонентами коллективного действия...

  • С сийской федерации

    Программа дисциплины

    2002, с. 103-110. Основная литература 1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, ... , с. 200-203. Основная литература 1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, ... Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997 ...

  • Рабочая программа (111)

    Рабочая программа

    Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. – М., 1997 Смелзер М. Социология. – М., 1994. Михейнина С.В. Психология... Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. – М., 1997 Смелзер М. Социология. – М., 1994. Михейнина С.В. Психология...



  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное