Домой Боль в зубе Духовенство севастопольского благочиния. Морской характер настоятеля храма Игумен савватий мызников духовная академия

Духовенство севастопольского благочиния. Морской характер настоятеля храма Игумен савватий мызников духовная академия

Свято-Георгиевский женский монастырь под Керчью в селе Войково (бывшее Катерлез) возрождается с 1997 года. Первым настоятелем монастырского храма стал священник Сергий Мызников, ныне — иеромонах Савватий, игумен Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря. 7 января 2000 года он в сослужении городского священника Аркадия Клименко совершил первую в храме Литургию после закрытия в 1920 году. В сентябре 2000 года в монастыре состоялся постриг первой монахини, которая была наречена Акилиной и назначена игуменьей.

Первая служба в Свято-Георгиевском монастыре, слева — о. Аракадий, справа — о. Сергий, 7 января 2000 года

Вначале монастырь пользовался большим вниманием верующих керчан, однако последовавшие вскоре смены священников, а впоследствии долговременное отсутствие постоянного настоятеля в монастырском храме привело к затуханию духовной жизни. Случалось даже так, что на Пасху не было ночного богослужения. Тем не менее, усилиями игуменьи и жертвователей скромное имущество обители, состоящее из двух зданий незавершённого колхозного ипподрома, постепенно приводилось в порядок: была облагорожена бывшая конюшня, в которой теперь размещаются келии и храм, устроен небольшой куполок, достроено и накрыто кровлей трёхэтажное здание, обнесён оградой участок земли у подножия горы святого великомученика Георгия Победоносца, на которой проведены изыскания остатков разобранного в 1924 монастырского хозяйства.

В этом году в жизни возрождающегося монастыря произошли важные события: 29 июля был назначен новый настоятель храма святого Георгия — иеромонах Вениамин (Солодкий), бывший игумен Инкерманского Свято-Климентьевского мужского монастыря. Священник с усердием принялся за дело восстановления обители, тем более что игуменьей Акилиной (Ляшко) уже были собраны некоторые средства и подготовлены строительные материалы: камень и дерево.

7 ноября на холме, где сейчас водружён металлический крест на месте ранее существовавших монастырских построек, начались строительные работы, благословение на которые было дано иеромонахом Вениамином за день до этого. В них участвуют строитель-монтажник Владимир Георгиевич Белеля, Максим Анатольевич Лютич (работает над восстановлением уже третьего монастыря) и Сергей Владимирович Ярошевич. В настоящее время они разбирают старый фундамент, выкорчёвывая из земли булыжники и закладывая новое армированное основание будущей церкви, внутренние размеры которой составляют по ширине 7 м 80 см, а в длину — 19 м 70 см.

Удивительной находкой во время этих работ стала закладная мраморная доска, которая скрывалась под огромным камнем, уложенным в основание южной стены перед началом алтаря. Под нею было обнаружено несколько серебряных и медных монет, самая старая из которых датирована 1842 годом (сейчас они проходят реставрацию). Размеры доски составляют порядка 40×60 см, сохранность отличная, не считая небольших царапин, и весь текст прекрасно читается:

Въ лѣто отъ Р. Х. 1852, въ царство Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая І-го съ благословенія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго, при упр. Новорос. краемъ намѣстника кавказскаго князя М. С. Воронцова въ присутствіи градоначальника князя Д. И. Гагарина и при стеченіи народа, съ крестнымъ ходомъ ежелѣтно изъ города Керчи бываемаго, заложенъ здѣсь 23-го Апрѣля храмъ во имя Св. Великомученика и Побѣдоносца Георгія.

Мраморная закладная доска (ещё не вполне отмытая от земли), фото сделано 30 ноября, два дня после извлечения.

Таким образом, камень этот весьма ценный — 6 мая следующего года в день Георгия Победоносца исполнится 160 лет со времени его закладки в землю. Кроме того, он подтверждает ряд интересных данных. Речь в нём идёт о первом храме, сооружённым в 1853 году по предложению архиепископа Иннокентия, осматривавшего ранее керченские храмы и само место явления Великомученика Георгия, к которому с конца XVIII века ежегодно совершались из города крестные ходы. Примечательно, что данные расходятся: некоторые говорят, что это была небольшая часовня, другие — храм. Камень подтверждает вторую версию и позволяет предположить, что при храме, где совершалась Литургия, уже тогда появилась иноческая жизнь. Во время оккупации города в период Крымской войны этот первый храм остался без опеки, так как жители города и ближайших сёл в большинстве своём покинули свои дома, и был обращён неприятелем в конюшню, а затем почти полностью ими разрушен. На месте старого храма вскоре после окончания войны был воздвигнут новый, также во имя святого Георгия, и освящён 23 апреля 1857 года.

Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь в начале XX века.

Марина Шабалова (Информационный отдел Хабаровской епархии)

«Монастырь несет духовность. Монашество - это средоточие христианского подвига, деятельное христианство, жизнь, проведенная в покаянии. И от этого духовного настроя должен идти диалог с миром», - считает игумен Савватий, насельник Свято-Николо-Шартомского монастыря, прибывший на Дальний Восток для устроения в городе Советская Гавань монашеской обители.

История эта берет начало с первосвятительского визита на Дальний Восток. Посетив в 2010 году Дальневосточные епархии, Святейший Патриарх Кирилл предложил крупным монастырям Центральной России организовывать на Дальнем Востоке подворья. Свято-Данилов монастырь уже организует подворье на Сахалине, Троице-Сергиева лавра в Приморье, монахи Оптиной пустыни на Камчатке.

Два насельника Свято-Николо-Шартомского монастыря (Ивановская область) прибыли в город Советская Гавань (Совгавань). С одним из них, игуменом Савватием, нам удалось побеседовать.

Отец Савватий, Вы прибыли на Дальний Восток, для того чтобы принять участие в строительстве монастыря?

Строительство монастыря это не просто строительство зданий. Это, прежде всего, устроение духовной жизни, а духовная жизнь - это определенный распорядок, регулярные Богослужения, послушания. В перспективе открытие воскресных школ для детей, организация занятий для взрослых. А начинается все с малого: с молитвы, совершения Божественной литургии, труда. Сейчас Богослужения проходят в домовом храме святого праведного воина Феодора Ушакова в близком к Совгавани поселке Заветы Ильича.

Устав будет перенят из Свято-Николо-Шартомской обители?

По предложению митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия подворье в Совгавани, а в перспективе и монастырь, будут относиться к Хабаровской епархии, поэтому утверждать уставы в них будет правящий архиерей. Наш монастырь, Свято-Николо-Шартомский, брал за основу устав Свято-Троице-Сергиевой лавры, которая является своего рода мегаполисом монашеской жизни, и адаптировал к своим условиям. Думаю, и на Дальнем Востоке за основу будут браться уставы этих двух монастырей.

Свято-Николо-Шартомский монастырь расположен в селе Введенье, недалеко от города Шуя Ивановской области, это один из древнейших русских монастырей. Первые упоминания о нем встречаются в летописях начала 15 века.

Монастырь имеет большое количество подворий. Одно из направлений деятельности обители просветительская работа, укрепление традиций миссионерского служения. Большое значение имеет организованный при монастыре приют для мальчиков и расположенный рядом с обителью приют для девочек.

Почему для строительства монастыря выбрали именно Совгавань?

Одна из немаловажных причин в том, что в Свято-Николо-Шартомский монастырь из Совгавани на протяжении 10 лет приезжают паломники. Не раз они высказывали пожелания о строительстве в их городе монашеской обители.

Архимандрит Наум, старец Свято-Троице -Сергиевой лавры, окормляет многие русские монастыри. Он благословил и нас, насельников Свято-Николо-Шартомского монастыря, на начало благого дела на Дальнем Востоке. Отец Наум усердно молится за эту землю, потому что в Совгавани прошло его детство, отрочество, юность, годы до службы в армии.

Как планируете обустраивать обитель, искать послушников?

Если будет дело Божие, то его не разрушат люди. Будем молиться, знакомиться с людьми. Будем делать то, что должны, и будь что будет. А будет то, что Бог даст.

На нас возлагают труды по миссионерскому просвещению. В этом регионе очень живуч атеизм. Очень много сект. Поэтому присутствие монастыря здесь просто необходимо. Монастырь несет духовность. Еще в первые века христианства монашество становится средоточием христианского подвига. Монашество - это деятельное христианство, жизнь, проведенная в покаянии. И от этого духовного настроя должен идти диалог с миром. Не все конечно это понимают.

Кажется, что даже церковные люди не всегда понимают, насколько важен монастырь

Если посмотреть на христианские народы, то можно увидеть, что степень их благочестия и преданности Богу определяется количеством монашествующих. Там где монастыри процветают, там крепка вера у людей.

У вас, помимо Евангелия, есть любимые книги?

Многие книги нужны и полезны: и богослужебные книги и предание святых отцов. Читая Пахомия Великого, Василия Великого, Игнатия Брянчанинова познаем иноческие уставы. Нравится любая книга, которая ведет к духовности, которая зовет задуматься. Нравится Федор Михайлович Достоевский, его «Братья Карамазовы», и образ инока, который спасет мир. «Дневник писателя» - пророческое произведение, более чем за сто лет автор показал ту реальность, в которой мы живем. Книг много интересных. Сейчас все читают «Несвятые святые». Архимандрит Тихон Шевкунов с таким писательским талантом и юмором описывает современное монашество и проявление Духа, промысла Божьего в жизни.

С утра 6 августа в церкви Богоявления-на-Острову в селе Хопылево прихожан было столько, что люди вынуждены были стоять на галерее, ведущей в храм. А прежде богомольцы пешком преодолели трудный путь под дождем, по размытой дороге. Но люди не роптали, приняв как должное выпавшее на их долю испытание. Как же им было не окрепнуть духом, если в то воскресное утро в храме вел Божественную литургию епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин в сослужении со священниками и диаконами Рыбинской епархии, прославляя адмирала и святого праведного воина Феодора Ушакова. Будущего флотоводца в младенчестве крестили в этом храме, возле стен которого упокоились его родители Федор и Параскева. И первым настоятелем возрождаемого храма, где много десятилетий не звучали молитвы, посчастливилось стать отцу Савватию.

Сергей Мызников – так в миру звали сегодняшнего настоятеля храма Богоявления-на-Острову села Хопылево. Сейчас сложно представить, что еще буквально пару лет назад храм пустовал, ветшал и разрушался. Службы здесь проходили крайне редко, один раз в год, как правило, только на день памяти святого праведного воина Фёдора Ушакова, который был крещен именно в Хопылёве. Священники были приезжие. Приехали – уехали. И снова тишь да гладь.

Зато сейчас каждый ребенок из близлежащих к Хопылеву деревень знает, что прошло время запустения. И всегда может зайти к доброму отцу Савватию.

Добрый – этот эпитет издавна и надежно закрепился за отцом Савватием. Даже родился он в селе под названием Доброе, что расположено в Симферопольском районе Крыма. Маленький Сережа Мызников так же, как все мальчишки, окончил школу, отслужил в армии. В общем, жил себе обычной мирской жизнью до 29 лет.

Перемена в нем произошла после того, как, придя однажды в храм, Сергей увидел образ первомученика архидиакона Стефана.

– Это была какая-то необычная икона, она по-настоящему меня впечатлила. И я стал ходить в храм Феодора Стратилата и всех Крымских Святых в городе Алушта. Приходил, чтобы просто чем-то помочь, делал всё, что попросят, — рассказывает отец Савватий.

Вскоре доброго помощника Сергея в храме знали все прихожане. Его начали приглашать в алтарь, предложили должность пономаря и устроили строителем при храме. Восстанавливал святыню он совершенно бесплатно, как говорит сам, Во Славу Божию.

– Я четыре года провел во послушании у отца Михаила Халюто. В Рыбинской епархии тоже есть Михаил Халюто. Это не простое совпадение. Я был в Крыму у его дядюшки. За это время довелось побыть и строителем, и сторожем, работал на кассе и даже в трапезной. На что меня благословляли, то я и старался выполнять по совести. Мне было 33 года, когда батюшка предложил мне священствовать.

Скромный прихожанин Сергей от предложения отказался. Подумаю – так он решил. Но долго пребывать в сомнении ему не пришлось.

– В это время к нам в церковь приезжал батюшка из другого храма. Он мне сказал, что от таких предложений отказываться нельзя, что мне нужно пойти покаяться и после покаяния встать на путь служения Богу. Я так и поступил.

Позже его направили к архиерею.

– Архиерей меня спрашивает: «Ну что, готов стать священником?» Я ему ответил, что нет. Он посмотрел на меня внимательно и сказал, чтобы я написал заявление. «Если бы ты ответил на мой вопрос скоропалительно или как-то иначе, то я бы поставил под вопрос твое назначение», – так рассудил архиерей.

Отцу Савватию – такое духовное имя он получил при посвящении в сан – удалось служить в восьми храмах и четырех монастырях Крымской области. С нынешним епископом Рыбинским и Даниловским Вениамином отец Савватий познакомился в ту пору, когда тот был протоиереем.
– Владыка приезжал к нам в Крым.

И мы с ним общались. Он приходил ко мне в храм в Грушевке, где мы проводили время за беседой. Он не раз приглашал меня сюда, а я всё как-то не решался. А однажды задумался: вдруг это промысел Божий! И я решился. Приехал, пришел к владыке Вениамину и спросил его: «Куда, владыка, желаете меня поставить служить?» Он посмотрел на меня и ответил: «Предлагаю тебе на выбор два места: служить там, где родился преподобный Серафим Вырицкий, или село Хопылёво, где в храме Богоявления крестили Федора Ушакова. Ну, что скажешь?»

После посещения села Хопылево отец Савватий сразу понял – сам Бог даровал место, где ему надлежит быть.

Ведь по сути вся его предыдущая жизнь была незримо переплетена с жизнью непобедимого флотоводца, святого праведного воина Фёдора Ушакова. Еще когда отец Савватий был исполняющим обязанности наместника в Севастополе, ему довелось защищать диплом о Свято Георгиевском монастыре.

– Проведя архивную работу, мне удалось узнать, что когда Федор Ушаков был в Севастополе, он три тысячи рублей пожертвовал на наш Свято–Георгиевский храм. Меня до глубины души еще тогда тронуло это сочетание силы, смелости, воли и святости в одном человеке.

Увлеченность отца Савватия биографией Ф.Ф. Ушакова дала многим повод думать, что священнослужитель когда-то был моряком.

– Многие так говорят, потому что я надевал тельняшку. Видимо, это тоже как-то роднит меня с великим адмиралом. И я честно скажу, что был бы рад ему послужить.

Уже на протяжении года в храме Богоявления-на-Острову благодаря отцу Савватию проходят регулярные службы.

В летнее время в Хопылево приезжают неравнодушные люди, чтобы помочь священнослужителю в восстановлении святыни. Но мало кто знает, что всю зиму настоятель прожил здесь, в Хопылеве, в обычном строительном вагончике. Благодаря находчивости, смекалке и вере несколько месяцев священник жил и трудился как простой монах.

Как говорит отец Савватий, благодаря этому он понял одну простую истину:

– Я осознал, что это место и храм не были заброшены. Они были оставлены на какое-то время, чтобы нашелся тот человек который сможет приглядывать за святыней. Вышло так, что этот человек – я.

Сейчас для отца Савватия недалеко от храма строится домик. В дверь этого дома может постучаться каждый, кто захочет просто познакомиться с Добрым отцом Савватием.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

25 октября 1945 года, в день празднования Иерусалимской иконы Божией Матери, Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположён во священника в московском храме Рождества Христова в Измайлове. А 8 октября 1950 он был осуждён по статье 58-10 Уголовного кодекса («антисоветская агитация») на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима Каргопольлага (Архангельской обл., на разъезде Чёрная Речка). Памяти старца посвящается.

Первые наставники

Сколько раз слышала я утверждение: «Времена святых давно прошли. Измельчал народ. Где гиганты духа? Преподобные Макарий и Антоний Великие, Сергий Радонежский и Серафим Саровский... Нет их в наше время!..»

Но Дух Святой и ныне дышит, живит и наполняет сердца верных благодатью, а Иисус Христос, как говорит Евангелие, вчера и днесь и во веки - Тот же!

«Я видел святого человека - и я счастлив!» - сказал мне девятнадцатого августа мой первый духовный наставник игумен Савватий.

Я приехала в уральскую Казанскую Трифонову женскую пустынь (см. о монастыре в материале Вера моя спасла меня , «Вера», № 602), чтобы вместе с сёстрами встретить праздник Преображения Господня. Праздник радостный и светлый. Но путь к этой радости - через слёзы покаяния, очищение сердца. Только так можно услышать «глас хлада тонка» и заплакать от счастья. И воскликнуть вместе с апостолами: «Добро нам зде быти!»

Господь утешает нас и не лишает общения с праведниками. С людьми, которые при жизни поднялись на духовную высоту Фавора. Поднялись и преобразились Духом Святым. А мы, увидев такого человека, хотим одного - сидеть у его ног.

Игумен Савватий (Рудаков)

Отец Савватий медленно говорит, вспоминая и переживая прошлое: «На одной из встреч мы с моим знакомым священником сидели у ног отца Иоанна (Крестьянкина). Мой знакомый - по правую сторону, а я - по левую. И у меня было ощущение - мир в душе, радость. Никаких помыслов тревожных, ни беспокойства, ни заботы о будущем. Я теперь понимаю апостолов, которые хотели остаться там, на Фаворе, рядом с Господом. Я чувствовал то же самое рядом с отцом Иоанном. Это был мой духовный Фавор».

Игумен Савватий (Рудаков) - духовное чадо отца Иоанна (Крестьянкина). Он основатель, строитель и духовник монастыря, который был создан по благословению отца Иоанна.

Сейчас игумен Савватий сам духовный отец и наставник многочисленных чад: монахинь своего монастыря, иноков соседнего мужского скита села Успенки, мирян, ждущих духовного окормления. А тогда Господь бережно растил будущего пастыря. Вся жизнь его с детства была связана с церковью. Юноша испытывал духовную жажду. Кто мог бросить духовные семена в его душу, чтобы взрастить духовные плоды? Он, конечно, общался со священниками, но этого было ему недостаточно.

Святые отцы говорят, что обретение духовного наставника - это не «естественное право всякого верующего», а дар Божий, который надо вымолить. Поэтому отец Иоанн (Крестьянкин) и советует в своих письмах: «Продолжайте молиться о даровании вам духовного отца». И молодой священник молился.

Первым таким наставником стала... его бабушка Анна. Её дед был расстрелян за веру в 1918 году. Глубоко верующий человек, она привела маленького внука в церковь. Сейчас отец Савватий вспоминает, что, будучи ребёнком, видел в храме разных людей. Видел старушек, которые на службе оглядывались по сторонам, рассматривая обновки знакомых прихожан, шёпотом передавая приходские новости. Но когда внук поднимал глаза на бабушку, он понимал: она не здесь, она вся погружена в литургию. Так молились, наверное, первые христиане в катакомбах - всей душой и всем сердцем. Бабушка не читала ребёнку наставлений, она учила его примером собственной жизни и молитвы.

Следующим наставником был протоиерей Виктор Норин. Он был убит неизвестными в собственной квартире. Убийцы до сих пор не найдены. Были ли это сатанисты или просто бандиты, неизвестно.

Среди духовных наставников отец Савватий с любовью вспоминает имя архиепископа Пермского Афанасия, ныне покойного. Он и рукоположил отца Савватия, тогда еще совсем молодого своего иподьякона, в священники. Служить 21-летнего священника отправили на Митейную гору, что на берегу Чусовой, в семидесяти километрах от Перми. Глушь по тем временам.

Шёл 1987 год. А ещё шесть лет назад Митейная гора была местом притяжения для многочисленных паломников и чад знаменитого старца протоиерея Николая Рагозина. Старец служил здесь почти четверть века - с 1957 по 1981 год. Сколько здесь он молился и плакал! Под конец жизни прохудилась избушка старого священника, который, оставаясь аскетом, заботился больше о чадах. Когда духовные чада стали предлагать батюшке начать стройку, он отвечал, что жизнь его заканчивается и при его жизни ничего уже не будет построено. Но вот после его смерти здесь будет монастырь. И отец Николай рассказывал своим чадам о будущем, показывал, где что будет построено. Он даже описал внешность своего преемника, отца Савватия. Игумен Савватий поражается прозорливости отца Николая: «Я ещё в школе учился, а он меня уже духом видел».

Молитвенное присутствие протоиерея Николая Рагозина ощущают все, приехавшие в монастырь. Эту молитвенную помощь отца Николая почувствовал в трудный момент и молодой священник. Страх и трепет охватили его, ещё совсем неопытного, на его первой службе. И тут он почувствовал помощь отца Николая, который как будто находился рядом с ним во время службы и помогал, наставлял, подсказывал.

Ощущение присутствия старца было настолько сильным, что оно помнится отцу Савватию и сейчас, 23 года спустя. Отец Савватий считает протоиерея Николая Рагозина своим духовным наставником. Сколько раз он обращался с молитвенной просьбой к старцу! А в минуты уныния надевал его старую рясу, которую хранит с благоговением.

Но молодому священнику был нужен живой человек, наставник и духовный отец. Душа жаждала Моисея духовного, который показал бы путь к земле обетованной. А путь этот предстоял далёкий. И не в одиночку, а с паствой, которую так страшно повести неправильной дорогой!

Отец Савватий побывал в Троице-Сергиевой лавре в поисках духовного наставника. Молодому священнику посоветовали поискать его в Псково-Печерском монастыре, ведь это старейший монастырь в России, который за свои 500 лет ни разу не закрывался. Не пресекалась там и традиция старчества. Старец открывает волю Божию, помогает людям и утешает их. «Утешайте, утешайте люди моя», - повторял слова пророка Исаии один из самых известных старцев современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин). К нему и привёл Господь молодого пастыря.

«Вот он!»

Говорят, что наставник приходит тогда, когда ученик бывает готов его услышать...

Свою первую встречу с будущим духовным отцом, как и все последующие, отец Савватий помнит так ярко, будто это случилось на днях. А произошла она довольно давно - в 1988 году. Отцу Иоанну в то время было 78 лет. Молодой священник приехал в Псково-Печерский монастырь и пришёл на службу в самый большой собор монастыря - Михайловский. Перед началом службы его, как священника, пригласили в алтарь.

С трепетом ждал он встречи со старцем. Рядом находился молодой иерей, тоже приехавший сюда в первый раз. Но он-то хоть видел отца Иоанна раньше. А отец Савватий и не представлял себе, как выглядит старец. Фотографий в то время не было, православных журналов и газет - тоже считанные единицы.

И вот открывается боковая дверь в алтарь и входит пожилой иеромонах. Или игумен? Отец Савватий думает: «Может, это и есть старец? Да нет, наверное, не он...» Заходит следующий, постарше и совсем седой. «Может, этот? Нет, не он...» Всё больше и больше иеромонахов в алтарь входят. А сердце молчит - нет, похоже, среди них старца... И вот входит пожилой седой священник - и сердце начинает трепетать, и - ощущение праздника. «Вот, это он!»

Я чувствовал, что не могу ошибиться, - вспоминает о. Савватий. - Вошедший человек весь светился каким-то внутренним светом! Я спросил тихонько у дьякона: «Это отец Иоанн Крестьянкин?» И дьякон укоризненно ответил: «Ну конечно, это отец Иоанн Крестьянкин! Ты что, не знаешь?!»

А молодой священник даже не обиделся на укоризну: дьякон был прав, отца Иоанна невозможно было не узнать! Его нельзя было спутать с кем-то другим! И сердце сказало: «Вот он, мой духовный отец!»

Простые слова

Игумен Савватий молчит, и на глазах у него слёзы. Мне знакомы по милости Божией эти слёзы духовного умиления: я испытывала подобные чувства у мощей оптинских старцев, на могилке протоиерея Николая Рагозина, на месте упокоения старца Иоанна (Крестьянкина) в Дальних пещерах Псково-Печерского монастыря. Благодать Божия незримо касается нашего сердца и вызывает в нём слёзы умиления. И эти тихие неприметные слёзы льются даже у сильных духом, суровых мужчин, которые спокойно терпят боль и с достоинством встречают скорбь.

Вся жизнь молодого священника перевернулась после встречи со старцем. Отец Савватий подошёл к нему и почувствовал, что слов-то и нет никаких, нечего спрашивать. Хочется просто стоять рядом и чувствовать любовь, исходящую от этого человека. Как будто небесная сила входила в душу. Отец Иоанн изливал эту небесную любовь на окружающих, и сначала было непонятно: как он может любить всех? Вот этот - злой человек, вот тот - на руку нечист, а другой и сам себя стыдится, столько грехов за душой. А старец любил их всех, как любит нежная мать своих больных детей. Это была любовь Христова.

Так и стоял отец Савватий рядом со старцем молча. И отец Иоанн спросил сам тихим голосом:

А ты кто?

Я священник...

А ты иеромонах или женатый священник?

Я целибат.

В русской традиции такого не бывает. Скажи своему архиерею, чтобы постриг тебя в иеромонахи.

И старец назначил отцу Савватию время для беседы. Молодой священник долго готовился к этой беседе. Готовился задать важные, по его мнению, и сложные духовные вопросы. Но когда беседа состоялась, он почувствовал себя духовным младенцем. Отец Иоанн не отвечал на задаваемые вопросы, как будто не слышал их. Он сам стал говорить отцу Савватию простые слова, но эти простые слова были чем-то особенным. За каждым его словом открывались духовные глубины, над каждым словом можно было думать и размышлять.

Игумен Савватий улыбается:

Я спрашивал его про Фому, а он отвечал про Ерёму. Понимаешь, он был духовный врач. Профессор духовный. Ты ему жалуешься: дескать, батюшка, есть у меня болячка духовная, как бы прыщик вот на носу вскочил. А он уже как рентген проник в твоё сердце и увидел главные причины твоих духовных болезней. И твои немощи. И твои страсти. Как врач, который видит то, чего не видит больной. Отец Иоанн говорил правду Божию, но говорил её очень мягко, осторожно. Как кормит нежная мать ребёнка манной кашей - подует, остудит, чтобы не обжечь младенца, так старец кормил духовных младенцев. Иные рубят с плеча. А правда Божия для духовного младенца не всегда удобоварима... Он никогда не отпускал чад, не угостив конфетами, шоколадкой, любил нас, как детей. Часто повторял: «Хорошие мои!»

Но если видел отец Иоанн укоренившийся порок, губительную страсть, он как бы проводил духовную операцию. И - молился за этого человека. Ты возвращался домой и чувствовал несильную боль: старец полечил тебя, вскрыл духовную язву. И вот только рубец ноет, заживая. Он прижёг твою духовную болячку, но сделал это так тонко и нежно, что ты и не заметил, как прошла операция.

Когда я возвращался от старца домой, то чувствовал себя счастливым человеком. Я обрёл духовного отца. И был счастлив просто потому, что он есть на белом свете. Чувствовал его любовь и его молитву на расстоянии, потому что он принимал в духовные дети и сразу же начинал молиться за этого человека. Знал и помнил тысячи людей по именам.

Отец Иоанн был окном в Царство Божие. Я видел через него Господа, потому что он отражал Бога в себе. Наша душа - это Адам, потерявший Бога. И она ищет Его и не довольствуется ничем другим. Ни власть, ни богатство, никакие земные наслаждения не могут утолить эту тоску по Богу, не могут дать мир душе. Вот когда я понял, что чувствовали апостолы рядом с Христом! И как могли они воскликнуть только: «Добро есть нам зде быти!» И слов больше не было, а только счастье.

Какое-то время спустя, когда я был уже дома, один трудник в монастыре где-то вычитал, будто отец Иоанн умер. Он сказал мне об этом. Я почувствовал себя маленьким ребёнком, потерявшим маму и папу, безутешно плакал. В то время потерять его для меня было - смерть.

Потом трудник сказал мне, что ошибся.

Направление жизни

Отец Иоанн давал своим чадам правильное направление в жизни, - продолжает отец Савватий, - давал как бы духовную «карту местности». И это очень важно, ведь, не зная пути, можно погибнуть. А дальше старец наставлял идти своими ногами. На старца «садиться» нельзя.

Вся дальнейшая жизнь отца Савватия в течение восемнадцати лет до смерти отца Иоанна (Крестьянкина) шла под духовным руководством старца. Он принял монашеский постриг, стал иеромонахом. А позднее, по благословению батюшки, основал монастырь. Стал строителем, духовником, игуменом обители Казанская Трифонова женская пустынь, которой в этом году исполнится пятнадцать лет.

Я ездил к старцу, когда нужно было решить какие-то важные жизненные вопросы. Как в пути: дошёл до развилки - куда идти дальше? И старец указывал. Как-то я спросил у него: «Что мы будем делать, оставшись без вас? К кому обращаться?» И отец Иоанн ответил: «Верьте в Промысл Божий». Да, теперь это наш путь. Господь забрал нашего духовного Моисея на Небо, и теперь мы должны идти сами.

Старец завещал не откалываться от Церкви. Его духовное завещание не было в защиту ИНН, оно было против раскола. Он говорил: «Бойтесь разделения и раскола в Церкви! Бойтесь отпасть от Матери-Церкви: только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь!» Он любил и жалел людей и понимал, что без Матери-Церкви они погибнут. И принял на себя всю бесовскую злобу, которая так жаждет оторвать людей от Церкви, от литургии, от причастия. Со смирением принял удар и от тех из братии, кто упрекал его и злословил.

Бесы люто мстили старцу. Об одном из искушений отец Савватий вспомнил такую историю:

В последние годы отец Иоанн тяжело болел, сказывались годы, тяжкие труды пастыря, испытания тюрьмой: в 1950 году за пастырское служение он был арестован и по приговору получил семь лет исправительно-трудовых лагерей. Следователь Иван Михайлович Жулидов, который вёл дело старца, отличался жестокостью. Заключение оставило шрамы телесные: пальцы левой руки отца Иоанна были перебиты и срослись кое-как. Но ещё страшней были шрамы душевные. Два месяца Лубянки, два месяца в одиночке Лефортовской тюрьмы, затем камера с уголовниками в Бутырке, лагерь строгого режима, непосильный труд на лесоповале, голод... Отец Иоанн не любил вспоминать об ужасах неволи, он говорил коротко: «Вот в заключении у меня была истинная молитва, и это потому, что каждый день был на краю гибели».

Всю свою жизнь, и в последние годы также, старец очень редко отдыхал. Когда силы совсем покидали его, он уезжал в Эстонию, в тихое сельское местечко, к одному знакомому протоиерею. Молился там в одиночестве. И вот в один из дней краткого отдыха, когда больной старец задремал, к дому подъехал какой-то высокий милицейский чин. Он привёз с собой большое начальство, не привыкшее к отказам и ожиданиям. И, отстранив келейницу, этот высокий чин бесцеремонно вошёл в комнату и стал будить отца Иоанна, хлопая его по плечу. Отец Иоанн потом вспоминал, что, когда он открыл глаза, то увидел прошлое: зону вокруг, грубых надсмотрщиков, а может, и следователя. Старец побледнел и потерял дар речи. Вбежавшая келейница всплеснула руками: «Что вы делаете? Вы же убиваете батюшку!» Неделю болел отец Иоанн. Так бесы через людей мстили старцу.

В последние годы жизни старец поднялся на такую духовную высоту, что возникало чувство: он только телом на земле, а духом уже на Небесах. Отец Савватий вспоминает одну такую службу в неделю ветхозаветных праотцев:

На этой службе поминали всех ветхозаветных праотцев: Авраама и Исаака, Иакова и Иосифа... Затем вышли на литию. Службу возглавлял отец Иоанн. И вот когда он поминал всех ветхозаветных праотцев, называя их по именам, то возникло чувство: батюшка говорит так, как будто он их всех видит. Вот они проходят перед ним вереницей. А он крестится и кланяется каждому из них. И они его благословляют. Было немного страшно и как бы тесно в храме: будто церковь наполнилась ветхозаветными отцами и они совсем рядом.

Может, так чувствовали себя те, кто присутствовал при отдании поклонов друг другу преподобного Сергия Радонежского и святителя Стефана Пермского на расстоянии в десяток вёрст? Или те, кто присутствовал на службах святого и праведного Иоанна Кронштадтского, молящегося с таким дерзновением, как будто он стоит перед Владыкой и Господом нашим и просит Его милости?

И я почувствовал, что отец Иоанн уже духом общается с праотцами. Придя в келью, засомневался: может, это всё мне почудилось? Прелесть? Но когда я поговорил с другими отцами монастыря, они подтвердили, что испытывали то же самое.

Когда в 2006 году отец Иоанн умер, это было огромной скорбью для всех его чад. Отец Савватий вспоминает, что отправлявшийся с Ленинградского вокзала в Москве поезд был полон людей, ехавших на похороны батюшки. Даже проводницы терялись: во всех вагонах одинаково одетые бородатые мужчины в подрясниках, женщины в платках и длинных юбках - такой это был братский православный поезд. Отец Савватий ненадолго задумывается и заканчивает свой рассказ так:

Ольга РОЖНЁВА
Казанская Трифонова женская пустынь

В благодарность за спасение моряки основали на береговом склоне обитель с пещерной церковью во имя Георгия Победоносца. На самой скале был установлен крест.

В 1794 году, когда Крым уже был в составе Российской империи , греческие монахи покинули Георгиевский монастырь, не пожелав перейти в подчинение Русской православной церкви вместо Константинопольского патриархата . После этого обитель перешла под крыло Святейшего Синода .

В начале XIX века монастырь использовался в качестве местопребывания военного духовенства Черноморского флота и назывался «флотским». В 1810-1816 годы обветшавший Георгиевский храм был разобран и заменен на новый, возведённый в стиле классицизма . Тогда же были построены новые кельи, Георгиевский фонтан и трапезная.

В 1820 году Свято-Георгиевский монастырь посетил Александр Пушкин , о чём напоминает установленная в 2011 году близ монастыря площадка-ротонда с памятным знаком. В XIX веке монастырь многократно посещали и русские цари: Александр I (в 1818 и 1825 годах), Николай I (1837), Александр II (1861), Александр III (1893), Николай II (1898). Другие известные посетители Георгиевского монастыря в XIX веке: Александр Грибоедов (1825), Иван Айвазовский (1846), Александр Островский (1860), Иван Бунин (1889), Антон Чехов (1898).

В 1997 году в Свято-Георгиевском монастыре были освящены Андреевские флаги ряда воинских частей и кораблей Черноморского флота. 15 ноября 2005 года на краю обрыва над пещерным храмом Рождества Христова установлен памятник св. апостолу Андрею Первозванному . В 2000-2009 годах восстановлен храм св. Георгия.



Новое на сайте

>

Самое популярное