Домой Запах изо рта Даниялов абдурахман даниялович биография. Федеральная лезгинская национально-культурная автономия

Даниялов абдурахман даниялович биография. Федеральная лезгинская национально-культурная автономия

В этом году наша республика отмечает 105 лет со дня рождения Абдурахмана Даниялова – человека, вся жизнь которого была посвящена служению своему народу.

Более 30 лет Абдурахман Даниялович занимал руководящие должности в Дагестане, из них 19 лет возглавлял республику и остался в памяти дагестанцев как подлинно народный политик и руководитель.
Пусть отзвенело молодости стремя,
И в горы скакуны несут не нас…
Абдурахман, стремительное время
Всем по заслугам должное воздаст.
Пусть молодежь, хлебнув глоток свободы,
Нас критикует вдоль и поперек,
Ей невдомек, что в сталинские годы
Ты Дагестан от Берии сберег.
Такие строки посвятил ему Расул Гамзатов.
Абдурахман Даниялович был награжден пятью орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, одиннадцатью медалями. Сегодня нельзя представить Дагестан, его историю в отрыве от личности Абдурахмана Даниялова.
Своими воспоминаниями о своем известном деде с нашими читателями поделилась внучка Абдурахмана Данияловича Умужат Магомедова, кандидат филологических наук, профессор, заведующая межфакультетской кафедрой иностранных языков ДГПУ.
– Умужат Ахмедовна, расскажите о детстве Абдурахмана Данияловича, в какой семье он рос, кем были его родители?
– Дед родился в семье довольно-таки зажиточного овцевода Данияла. Но когда ему исполнилось только 9 лет, его отец упал со скалы, а его маму снова выдал замуж ее брат. Еще год после смерти отца Абдурахман с младшим братом Гаджиали прожили у дедушки, а их сестренку разрешили забрать матери, чтобы помогала по хозяйству. Но потом мальчиков отдали в Чохский детский дом. И чохцы потом шутили: «Это тот Абдурахман, которого в хурджине на ослике привезли? Я отвечала: «Нет, это тот Абдурахман, который был первым секретарем!».
В детском доме советская власть предоставила все условия для воспитания и развития детей. Их одели, обули, кормили три раза в день. Кроме школьного образования, было и дополнительное, там работали и различные секции. Так, мой дед учился играть на скрипке, его брат поступил в театральный кружок. Потом, уже учась в Буйнакске, дедушка встретил Хадижу, свою любовь. Бабушка училась в Буйнакском педучилище, и там, в обкоме комсомола, они познакомились с дедом. Она тоже была комсомольская активистка. Однако ее долго за него не отдавали, так как Хадижа была из интеллигентной семьи, дочь врача, а он – сирота из детского дома, да еще из другого села – Ругуджа. А в то время нравы в разных селах различались – по адатам, по привычкам, и чужаков не жаловали. Дед впоследствии вспоминал как кошмар про испытание, которое ему пришлось пройти ради любимой. Ее отец Муртазали Дибиров взял у будущего зятя пункцию спиномозговой жидкости, чтобы удостовериться, что он не болен туберкулезом, а это очень болезненная процедура даже в наше время. К тому же семья невесты выдвинула условие, что Абдурахман с молодой женой поедут на учебу в Москву. Поженились, поехали в Москву. Хадижа поступила в Институт животноводчества, а Абдурахман – в Институт инженеров водного хозяйства, учился на инженера-гидротехника. Его дипломной работой стал проект первой дагестанской электростанции, однако работать на ее строительстве Абдурахману не дали, решили оставить в Москве. Сначала семье было очень тяжело, поэтому мою маму, родившуюся в Москве, в трехмесячном возрасте отправили в Чох к родителям моей бабушки Хадижи.
– А каким вы запомнили своего дедушку? С внуками он был строгим?
– Мне было 20 лет, когда его не стало, – уже вполне сознательный возраст, поэтому я все хорошо помню. Дед с бабушкой брали к себе нас, внучат, воспитывали, присматривали за нами, пока мы не выросли. Сначала они воспитывали дочку старшего своего сына Митхата, потом детей среднего сына Юсупа. Был ли он строгим? Нет. Дед был с нами, внуками, очень мягким, наоборот, бабушка командовала нами. Он часто сочинял нам сказки, не читал, а именно сам для внуков сочинял. Там было своеобразное распределение обязанностей – он по головке погладит, а бабуля замечание сделает. Помню, он брал нас на правительственную дачу на Тарки-тау, там мы играли, помню фигурки лягушек в фонтане. Дед предупреждал: если увидите веревку в траве, не трогайте ее, стойте и ждите меня! На даче было много змей, и он переживал за нас.
– В 1937–1948 годах Абдурахман Даниялов работал наркомом земледелия, секретарем Дагестанского обкома ВКП(б) и заведующим сельскохозяйственным отделом, председателем Совета Народных Комиссаров, был членом Военного совета 44-й армии. Говорят, он убедил Сталина отказаться от переселения дагестанцев.
– В воспоминаниях деда подробно описаны эти события. Там он и говорит, что после того, как чеченцев репрессировали, в Дагестан пригнали пустые вагоны, все было готово к тому, чтобы вслед за чеченцами последовали и дагестанцы. Ждали только приказа. Абдурахман Даниялович собрался на прием к Сталину, тогда Берия ему сказал: «Ты, Абдурахман, можешь, конечно, туда зайти. Но вот выйдешь ты или нет – это уже неизвестно». Но он все-таки пошел и перед вождем народов поручился за всех дагестанцев. Сталин сам лично вычеркивал из «черного» списка один дагестанский народ за другим, а под конец он сказал: «У вас такой крепкий народ, что я сломал свой карандаш». Доказывая, что дагестанцы не предатели, что они сами в плен не сдаются, Абдурахман стал собирать добровольцев, совсем молодых ребят послал на фронт. Именно после этих событий дагестанцам стали давать звания Героя Советского Союза, одним из первых был Магомед Гаджиев. И это не первый случай, когда мой дед спасал Дагестан. Было такое решение о присоединении Дагестана к Азербайджану, однако он был категорически против и отстоял нашу автономию в составе РСФСР. А как сейчас живется дагестанцам в Закаталах, наверное, уже все наслышаны. Во время войны, когда немцы подошли совсем близко к Дагестану, дед посадил своих детей и жену в машину и катал их по городу, чтобы все видели. Он это сделал для того, чтобы люди знали, что семья Даниялова в городе, и он сам никуда не сбежал. Это поднимало дух людей, придавало им уверенности.
– С 1948 по 1967 годы Абдурахман Даниялов занимал должность первого секретаря Дагестанского обкома партии, руководителя республики. При нем шло развитие промышленности и велась реорганизация сельского хозяйства, улучшилось качество жизни дагестанцев.
– Да, конечно, это так. Его деятельность пришлась на один из самых трудных периодов в истории Дагестана: восстановление разрушенного хозяйства, превращение республики из аграрной в развитую аграрно-индустриальную. У деда пять Орденов Ленина, а шестой ему был обещан на его 60-летие. Но тут произошел конфликт с Леонидом Брежневым по поводу захоронения радиоактивных отходов на территории нашей республики. Дедушка очень любил Дагестан, восхищался его природой, родниками, водопадами, сосновыми лесами Цунтинского, Цумадинского районов. Он мечтал сделать Дагестан курортной зоной, нашей Швейцарией. И просто не мог позволить сгубить эту красоту радиацией, обречь дагестанцев на вымирание, тут он был принципиален. Поэтому в 59 лет, в 1967 году, его освободили от должности 1-го секретаря обкома партии, переведя на должность председателя Президиума Верховного Совета ДАССР, на которой он был всего год, в 60 лет уйдя на пенсию. Он уехал в Москву, а там еще 12 лет проработал парторгом в Институте востоковедения, куда его пригласил его друг Евгений Примаков. В этом институте он защитил докторскую и написал все свои научные работы. Вернулся в Дагестан он за год до смерти, уже будучи тяжело больным.
Дедушка объездил всю республику, побывал в каждом ауле. Он был большой дипломат и говорил: «Правду людям надо говорить тогда, когда она приятна, и тогда, когда ты не можешь больше молчать. Правда может ранить». Люди помнят его человеческие качества. Он всех поражал оптимизмом, компетентностью, тактом. Он понимал и видел и плюсы и минусы современного ему общества, видел все, что делают, прикрываясь «большими» именами, в том числе и его именем.
– Умужат Ахмедовна, планируется ли открытие музея Абдурахмана Даниялова?
– Наша семья верит, что этот вопрос будет решен положительно, ведь Абдурахман Даниялов, так много сделавший для Дагестана, достоин памяти земляков. Музей нужен не столько нашей семье – мы всегда будем его помнить, а республике – для воспитания подрастающего поколения на примере человека, который всего себя отдал Дагестану, ничего не требуя взамен.

Абдурахман Даниялов возглавлял Дагестан на протяжении 30 лет (1940 – 1970 гг.). Он запомнился многим как один из самых талантливых руководителей республики, который в очень сложный для республики период, благодаря своему глубокому и всестороннему знанию республики, ее экономики, культуры и традиций народа, сумел значительно ускорить темпы социально-экономического развития Дагестана.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Абдурахман Даниялов – выдающийся деятель Дагестана (Абдулатип Гаджиев, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Горькое детство

Родной аул Данияловых Ругуджа Андалалского участка Гунибского округа в 1937–1944 годах был районным центром. Он славился прекрасными и талантливыми людьми. Это Анхил Марин, не терпящая лжи, вольнодумная поэтесса, боровшаяся за справедливость, воспевавшая свободу и смело бросившая вызов обществу. В эту же эпоху в Ругудже жил и другой талантливейший человек: музыкант, поэт, певец, атлетически сложенный, стройный красавец Эльдарилав. Его жизнь закончилась трагически. Бесценные произведения этих двух талантливых людей ушли в прошлое, оставив после себя, лишь отдельные кусочки, которые передаются из поколения в поколение.

Аул Ругуджа гордится славным сыном Героем Советского Союза Саидом Мусаевым, повторившим подвиг Александра Матросова в Крыму.

Наконец, аул Ругуджа стал известным не только Кавказу, России, но и Советскому Союзу.

22 августа 1908 года в этом же ауле у Данияла и Марин родился первенец, которому дали имя Абдурахман. Их семья была такой же бедной, как и большинство. Дети видели своего единственного кормильца отца, доброго, сильного и справедливого лишь по вечерам, когда он обессиленный возвращался домой и принимался за скудную еду. Его руки никогда не знали покоя, обрабатывая скудный клочок каменистой земли. Так, он от зари до зари гнул спину, мечтая о том дне, когда увидит, наконец, детей сытыми и одетыми.

Их отец был вторым сыном в семье Амирхамза, а мать родилась четвертой дочерью Хапиза, слепого человека, который наизусть знал Коран, отличался незаурядной слуховой памятью.

Шести лет Абдурахмана определили в мектеб, к дедушке Хапиз, который занимался учебой и воспитанием детей. В течение года Абдурахман успешно окончил мектеб, научился хорошо читать Коран, совершать молитвы и держать пост-уразу.

Маленький Абдурахман тяжело пережил смерть бабушки Чакар, которая очень любила его. Как вспоминал Абдурахман Даниялович, бабушка была исключительно нежная, красивая, обаятельная и любимая.

В десятилетнем возрасте в 1916 году умер отец, оставив двум сыновьям и дочери долги и недостроенную саклю. Он не мог унести с собой мечту о счастливой жизни. Мечта отца стала мечтой его детей. Она ходила вместе сними на заработки куска хлеба в сакли богатых, она помогла им сносить голод, согревала их в зимнюю стужу.

Абдурахман в семье был старшим, были еще младшие брат Гаджиали и сестра Аймисей. Это был 1917 год-время больших и сложных перемен по всей стране и в нашей республике.

Гражданская война, голод, холод, разруха и лишение 1918–1920 годов принесли много страданий и дагестанскому народу.

Через четыре года после смерти отца братья матери выдали замуж ее, и маленькие сироты остались на попечении дедушки Амирхамза, который был вынужден переселиться в недостроенный дом внуков и заниматься их воспитанием.

Дедушка Амирхамза отличался крутым характером и навсегда поссорился с братом их матери за то, что он выдал ее замуж за человека другого рода-тухума, у которого были взрослые дети.

К этому несчастию прибавилось другое горе, в 1919 году умер дедушка Амирхамза, и трое сирот остались одни со всеми проблемами. В своих воспоминаниях Абдурахман Даниялович пишет: «Все, что было у нас из живости либо продали, либо зарезали, и в наступившем 1920 году мы все трое жили на одном толокне и то не в достатке. Мы стали голодать и превратились в дистрофиков, голодная смерть стала неминуемой перспективой.»

К счастью, в это время молодая и неокрепшая Советская власть в Дагестане в первую очередь проявила заботу о детях-сиротах. И впервые в республике в ауле Чох в одном из конфискованных домов богача Мамилова был открыт детский дом, и все дети Данияловых 1920 году были определены в этот дом на полное государственное обеспечение, и что круто изменило их последующую жизнь. Здесь они получили еду, одежду, кров и самое главное будущее. В первые за многие годы их кормили мясом, пшеничным хлебом, они узнали, что такое чай, мыло, полотенце, простыни и нательное белье. Их окружили заботой и вниманием, которых они не имели даже при живых родителях.

Абдурахман здесь почувствовал заботу со стороны красных партизан Муртазали Сагитила и Шаран – Хаджи Давуда-воспитателей детского дома – о себе и всех детях, независимо от их национальной принадлежности. Они оберегали детей от сыновей кулаков, бывших царских офицеров, которых натравляли на детдомовцев их родители.

И все это взамен холодной, голодной, полубатрацкой, сиротской жизни в своем ауле под непрерывные упреки родственников. Образно говоря, из ада они попали в рай. Словом, еще неизвестно, какая была бы уготована ему судьбой, если бы в середине 20-х годов, в крайне тяжелое во всех отношениях время он не был бы определен людьми в детский дом.

Позже, вспоминая о безотрадном своем детстве, А.Д. Даниялов писал: «Я по далеким детским впечатлениям и сейчас, точно наяву представляю себе эти старинные холодные бедняцкие куриные сакли, в которых кизяк тлеет в середине комнаты, на камнях дым тянется в закопченную дыру в низко нависшем кривом потолке, а по вечерам тревожно потрескивают лучинки, выхватывая желтыми бликами обычные приметы бедности и горя» В детском доме Абдурахман стал душой всех ребят, везде и всюду их защищал, не давал их обижать. А детдомовцы уважали его как смелого и сильного мальчика.

Абдурахман и чувствовал, что он навсегда остался в неоплатном долгу и до конца своей жизни сохранил чувство глубокой благодарности к красным партизанам и ко всему талантливому и трудолюбивому населению аула Чох за ласку и теплоту, которыми он и другие дети были окружены в детдоме.

С укреплением Советской власти в горах в 1922 году детдом из аула Чох был переведен в окружной центр Гунибского округа село Гуниб.

Директором детдома в Чохе и несколько месяцев в Гунибе была некая Патимат Малекова, женщина своенравная, получившая гимназическое образование, свое дело знала хорошо, однако своему сыну прощала его издевательства над воспитанниками детдома.

Ее заменил Шуршил-Магома, молодой человек из аула Ругуджа, который оказался мало похожим на воспитателя и малограмотным.

Затем директорствовал Цурмилов из аула Шулани, который был грамотным, знающим свое дело, но детьми занимался редко.

Цурмилова на посту директора заменил Гаджи Шахназаров, высококультурный, не по горски нежный, скромный, чуткий человек.

Словом, и для Данияловых в Гунибе, хотя это были тяжелые для молодой республики голодные годы, детдом обеспечивали всем необходимым для сытного, качественного питания, дети были одеты и обуты добротно.

Но все три года в детском доме дети мало чему учились, кто-то знал аджам, а большинство детей были неграмотными.

В детдоме их было ровно сто мальчишек и девчонок с одной судьбой и одной дорогой.

В те годы в Гунибе была дислоцирована воинская часть, командиром которой был русский офицер Никитин, высокого роста голубоглазый блондин, обаятельный и простой. К нему горцы относились с уважением, и он, в свою очередь, соблюдал обычаи и традиции горцев, внимательно относился к населению, особенно детям.

Каждый день у красноармейцев бывали строевые занятия на центральной площади Гуниба, и детдомовцы часами смотрели на них, проявляя большой интерес к происходящему. И совершенно естественно, что шагать им тоже захотелось под флагом своего командира. Вскоре сами дети стали маршировать, а командиром «строевых занятий» был Абдурахман, который не совсем правильно отдавал команды по-русски. Не понимая смысла, он по-русски стал произносить первые выученные слова «шагом арш, направо, налево, кругом» и приучал воспитанников повторять действия красноармейцев. Это, конечно, выглядело смешным и забавным.

Узнав о подражании детдомовцев, Никитин выделил красноармейца, который взял шефство над ними, научил Абдурахмана более или менее правильно произносить слова команды, объяснял значения этих слов. Вскоре дети научились всему и с большим удовольствием проводили свои занятия, позволили им как то в день очередного праздника участвовать в демонстрациях. Они после митинга маршировали на площади, шли вслед за красноармейцами. Командуя детской дружиной, Абдурахман взял под козырек и шел впереди детдомовцев, не оглядываясь, стараясь не отставать от впереди идущих.

Не обошлось и без конфуза. Когда Абдурахман уже подходил к трибуне, на которой стояло окруженное начальство, раздался хохот, и многочисленная толпа участников начала хлопать в ладоши. Оказалось, Абдурахман шел настолько вперед от своей дружины, что не заметил, что он оторвался от нее на более 20 метров.

Пребывание в Гунибе, общение с красноармейцами помогло Абдурахману выучить азы русского языка и буквы алфавита.

В начале 1923 года Наркомпрос ДАССР командировал в Гуниб инспектора Саида Омарова для отбора переростков-детей в Буйнакский интернат горцев. Директор детдома, рекомендуя нескольких детей, в том числе и Абдурахмана, сказал: «Даниялов умеет говорить по-русски, знает алфавит». Тогда Саид Омаров пригласил его к доске и сказал: «Напиши свое имя». Тогда он написал: «абдурахман». Когда ему указали на ошибку, он, естественно, смутился, и директор покраснел. Весной 1928 года Абдурахман, Гаджиали Данияловы, братья Султановы, Патимат Мусаева еще несколько человек попрощались с Гунибом в сопровождении красноармейца на военном фургоне, выделенном Никитиным, приехали в г. Буйнакск, в интернат горцев, а Патимат Мусаеву определили в интернат горянок.

Абдурахман явился в интернат во всем: сапогах, шинели, гимнастерке, буденовке, подаренных ему красноармейцами в Гунибе.

Выправкой, дисциплиной, сознательностью Абдурахман и впрямь был похож на бойца, своего шефа. Если к этому добавить его общительность, доброту и справедливость, нетрудно понять, почему выбор выпал именно на Абдурахмана, за что ребята избрали своим командиром.

Объектом нападок некоторых лезгинских журналистов последнее время стабильно становится Абдурахман Даниялов, руководивший долгое время республикой (1-й секретарь Дагестанского областного комитета КПСС в 1948-1967 гг.). При этом горе-авторы не пользуются никакими источниками, черпая сведения лишь из своих личных фантазий, а также из установок заказчиков акции по очернению Даниялова. Здесь я попытаюсь разобрать наиболее частые обвинения этих авторов в адрес Даниялова и дать на них как можно краткие, но емкие ответы.

Один из их тезисов - «Абдурахман Даниялов объединил аварцев и разъединил лезгинские народы». Обратимся к источникам бесспорной достоверности. Во время первой всероссийской переписи 1897 года, когда сотворение Даниялова не было еще в планах его родителей, властью Российской империи зафиксировано наличие единого аварского народа, а не 14 отдельных этноязыковых групп, как того хотели бы аварофобы из некоторых дагестанских СМИ.

Все кавказские языки были объединены тогда в одну группу - «Наречия кавказских горцев», которые состояли из следующих подгрупп: «Черкесские наречия» («Кабардинское наречие» - 98561 человек, «Черкесское» - 46286, «Абхазское» - 72103), «Чеченские наречия» («Чеченское» - 226496, «Ингушское» - 47409 и «Кистинское» - 413) и наконец «Лезгинские наречия».

Под «лезгинскими» понимаются языки коренных дагестанских народов. Они были разделены на следующие «наречия», т.е. языки: «Аварско-Андийское» - 212692 человек, «Даргинское» - 130209, «Кюринское» - 159213, «Удинское» - 7100, «Кази-Кумукское и остальные лезгинские наречия» - 90880, а также «Лезгинские без распределения» - 420 .

Таким образом, современный лезгинский язык обозначен официально в переписи кюринским , как его и сейчас называют на дагестанских языках (курал) . Общее название дагестанских народов «лезги» оказалось присвоено кюринцами намного позже - уже в 1930-е годы. Ведь еще Н. Самурский в своих первых трудах называл родной народ «кюринцами».

Мы видим из материалов этой переписи, что аварцы («аваро-андийцы», а не придуманный аварофобами термин «андо-цезы») и даргинцы показаны едиными народами, без деления на всякие этнографические группы.

В то же время рутульцы, агулы, табасаранцы - коренные народы Южного Дагестана, присоединены были к лакцам - в группу «Кази-Кумукское и остальные лезгинские наречия». Они не были добавлены в графу «кюринское наречие».

Аварцы только в 1926 г., в то время, когда руководство Дагестанской АССР находилось в руках Нажмутдина Самурского, оказались разделены на 14 различных «народов». Это: «Авары» (158769 человек), «Андии» (7840), «Ботлихцы» (3354), «Годоберинцы» (1425), «Каратаи» (5305), «Ахвахцы» (3683), «Багулалы» (3054), «Чамалалы» (3438), «Тиндии» (3812), «Дидои» (3276), «Хваршины» (1019), «Капучины» (1448), «Хунзалы» (106), «Арчинцы» (863). Произошло вследствие этого значительное снижение численности аварцев (197 392 человек), что было достигнуто административными методами, поскольку численность близкого им народа - чеченцев увеличилась к тому времени на треть (до 319 тысяч человек) , по сравнению с дореволюционным временем.

Нам могут возразить, что это дело не Самурского, а кого-то другого, сидевшего в Москве. Однако к 1939 году, когда в руководстве ДАССР не было Н. Самурского, аварцы в переписи опять стали фиксироваться в качестве единого народа, численность которого достигла 252 818 человек . Это же - фиксация аварцев в качестве единого народа - имело место и в 1959 г., когда Даниялов действительно руководил республикой. Тогда численность аварцев достигла 270 394 человек . Фиксация аварцев в качестве единого народа имела место и в последующем, когда Даниялов уже не руководил республикой: в 1970 г. (396 297 человек) , в 1979 г. (482 844 человек) , в 1989 г. (600 989 человек) .

С развалом СССР снова начались интриги вокруг статуса аварцев как единого народа, организуемые отдельными националистическими силами из Москвы, а также их приспешниками из числа некоторых представителей лезгинской интеллигенции, но это уже другая история.

То есть аварцы во всех официальных переписях Российской империи и СССР, кроме 1926 г., зафиксированы в качестве единого народа . В 1926 г. Дагестаном руководил аварофоб (для того, чтобы убедиться в этом достаточно изучить его биографию во время гражданской войны, а также почитать его брошюру «Дагестан», изданную в Москве и Ленинграде в 1925 году, в которой он неоднократно называет аварцев отсталой массой - опорой контрреволюционных сил и искусственно противопоставляет им ахвахских аварцев, которых он же позднее в 1930 г. потопил в крови) Нажмудин Самурский и соответствующее разделение аварцев на 14 народов итог проводимой им и его окружением национальной политики!

Муганские степи и Салам Айдинбеков

Далее коснемся еще нескольких тезисов, методично повторяемых в разных статьях и книгах лезгинскими авторами. Это обвинение в адрес А.Д. Даниялова в том, что он отдал часть лезгинских пастбищ - муганские степи и прилегающие к Курушу земли - Азербайджану, а также преследовал «молодого перспективного политика» С. Айдинбекова.

В 1940-е годы, причем именно в годы Великой отечественной войны, в Дагестане с активным участием руководства АзССР развернулась борьба между разными политическими группировками. Прежде всего хочется обратиться к воспоминаниям родственников Абдурахмана Даниялова. Их, вместе с собственными выводами, опубликовал редактор северокавказской службы радио «Свобода» Муртазали Дугричилов : «…готовилась депортация дагестанцев. Инициатором этой акции был тогдашний Первый секретарь Компартии Азербайджана, «Наместник Вождя» на Кавказе Мир-Джафар Багиров, мечтавший о «присоединении» Дагестана к Азербайджану. Велась активная предварительная работа. На все ключевые посты… в Дагестан были присланы азербайджанские кадры. Их называли в народе «26 бакинских комиссаров»…

- Первый секретарь обкома партии Азиз Алиев сказал: «Абдурахман… ознакомься с этими бумагами, а я пока пойду на обед... [Даниялов] прочитал все подготовленные бумаги, ему стало ясно, что негативные факты собраны таким образом, что явно надо выселять три нации - аварцев, даргинцев и лакцев….

[Даниялов] вспомнил, что когда первого секретаря обкома партии Чечено-Ингушетии упрекнули в том, что у них в горах бандформирования совершают какие-то поступки, он ответил: «Они там высоко, я за них не отвечаю». Этими словами он подписал, как бы право выселять свой народ. Это была страшная, по мнению отца, ошибка… [Даниялов] рассказал о том, что были в Дагестане случаи самострела, дезертиры говорили, что на них напала банда и т.д.

Берия говорит [Даниялову] (полушутя-полугрозно):

- У тебя там много наций, отдай хоть одну.

Нет, мы - один народ, мы - дагестанцы. Это как пальцы на одной руке. Мне будет одинаково больно. Нельзя нас рассматривать по отдельности.

Берия спросил:

Ты головой за всех ручаешься?

Да ручаюсь! Головой.

Ну и голова у тебя, - ухмыльнулся Берия. Ну ладно, иди.

Так Берия воспользовался возможностью не отдать Дагестан Азербайджану. В эту поездку у Сталина (на приеме) [Даниялова] не было. Я спрашивал потом его, был он у Сталина, или нет? Он мне говорил: «В составе делегации бывал, на съездах и прочее - принимал (Сталин его), а персонально я у Сталина не был. Это и в партийном архиве и везде обязательно фиксируется и довольно легко проверяется. Вот на этом была основана попытка (выселения)».

На самом деле, во время Великой отечественной войны и далее, в отношениях между руководством ДАССР и АзССР сложились непростые отношения, которые не только определяли ситуацию в обоих республиках, но и сказались на положении кубинских лезгин и закавказских аварцев. В силу большой значимости этих процессов было бы неправильным обойти воспоминания Шахрудина Шамхалова - председателя Президиума Верховного Совета ДАССР в 1970-1978 годах. Он вспоминает : «В октябре 1942 года на дагестанской земле был высажен «десант» из 16 человек. Официально группа ответственных работников была направлена из Азербайджана «для оказания помощи партийно-советскому активу в проведении кадровой политики». Мы прозвали их «26 бакинских комиссаров». Юмор оказался горьким, ибо чисто по-комиссарски, не поставив в известность парторганизацию ДАССР, «десантники» еще до приезда в Дагестан уверенно распределили между собой ключевые должности в руководстве республикой. Первым секретарем обкома в Баку был определен Азиз Алиев, вторым секретарем — Агабабов , первым заместителем председателя правительства - Рихерев, министром внутренних дел — Маркарян, заведующим отделом пропаганды и агитации обкома партии - Айдинбеков . Ряд приезжих были утверждены замминистрами, секретарями горкомов и райкомов партии…

Акция была задумана, как составная часть хитроумного, амбициозного плана азербайджанского лидера Багирова, который решил «воссоединить» Дагестан с Азербайджаном… После насильственного выселения чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев и калмыков в 1944 году… у Багирова и появилась возможность осуществить давнюю мечту - прирастить новые территории - присоединить Дагестан к Азербайджану. Проводниками этой линии должны были стать кадры, составившие «десант»... Ими было подготовлено письмо, обосновавшее предстоящую акцию. Алиев знал, что такое письмо готовится, но организатором его стал Агабабов. Даниялов был категорически против постыдного письма, и был готов придать его огласке, чтобы народы Дагестана узнали, как без них решается их судьба. Тогда Багиров и его люди в Дагестане - Агабабов, Рихерев, Айдинбеков , Маркарян и некоторые другие - составили хитроумный заговор по дискредитации Даниялова, полагая, что заодно пострадает и «нерешительный» А. Алиев. Тонкий ход!..

Летом 1942 года Багиров приезжал в Махачкалу. А через какое-то время осенью был освобожден от должности первого секретаря Линкун, и в Дагестане ключевые посты заняли «26 Бакинских комиссаров». С первых же дней работы все они, за исключением Азиза Алиева, стали вести себя подчеркнуто высо-комерно. Особенно выделялся второй секретарь об-кома Агабабов, охотно занимавшийся перетасовкой кадров. Да и его сподвижники вели себя как намест-ники неведомого монарха. Конечно же, на полную поддержку Багирова рассчитывали его клевреты. При этом они откровенно кичились тем, что посланы в Дагестан специальным решением ЦК ВКП(б) для «наведения порядка».

Главными сподвижниками Агабабова стали Рихерев и, конечно же, возглавлявший отдел пропаган-ды и агитации обкома партии Айдинбеков . Едино-мышленники исподволь стали подбираться к Даниялову, пользующемуся в то время непререкаемым ав-торитетом и уважением среди актива и всего населе-ния нашей республики.

Почему эти люди хотели избавиться от А. Д. Даниялова? Потому, что он не пошел на сделку со своей совестью, имея по принципиальным вопросам соб-ственное мнение. Как истинный патриот, он не хотел, чтобы республика потеряла свое лицо, растворилась в числе провинций, не имеющих ни прошлого, ни будущего. Он первым разгадал истинные цели «варягов» и решительно боролся за цельный и са-мостоятельный Дагестан в составе Российской Феде-рации…

В 1948 году на курсы секретарей обкомов партии уехал из Дагестана первый секретарь обкома Азиз Мамедович Алиев… Первым секретарем обкома партии был утвержден А. Д. Даниялов, Совет Министров возглавил С. М. Айдинбеков…

Еще до войны Айдинбеков жил в Дагестане… заведовал отделом обкома комсомола… уже в те годы Айдинбеков конфликтовал с руководством обкома комсомола. В 1940 году Айдинбеков затеял конфликт с обко-мом партии, доказывая, что… ему лич-но в республике не уделяется должного внимания. Результатом было освобождение Айдинбекова от занимаемой должности. Он уехал в Баку и был при-нят в аппарат ЦК нацкомпартии Азербайджана, чтобы в конце 1942 года вернуться в Дагестан в качестве полномочного посланца и верного человека Багирова. В должности Предсовмина он начал с того, что окружил себя людьми, недовольными Данияловым. Постепенно работа аппарата Совета Министров стала заметно ухудшаться.

За годы руководства правительством Айдинбекову ежегодно приходилось выезжать в Москву по защите народнохозяйственного плана и бюджета республики. Но он не ходил вместе с министрами и начальниками управлений на предварительные обсуждения доку-ментов. Только на заключительном этапе работы в кабинете председателя Госплана или его заместителя он вяло высказывал свои соображения по плану и бюджету. А ведь опыт подсказывал, что выгодные для республики показатели «выбивались» на предва-рительных этапах — в министерствах и ведомствах. Там были заинтересованы во встречах с руководите-лями республики. Замечу, что преемники Айдинбекова на высоком посту М. Меджидов, М.-С. Умаханов, А.-Д. Умалатов никогда не гнушались черновой работы и с огромной пробивной силой старались двигать экономику рес-публики…

Главным советником и подстрекателем Айдинбекова стал его первый заместитель Рихерев — из того же бакинского «десанта»... Типичный кляузник, склочник, аферист и интриган. Он вместе с некото-рыми работниками Минфина республики собирал компромат на неугодных Айдинбекову людей, под-бивая недовольных на объявление политического недоверия группе руководящих работников, в том числе и первому секретарю обкома Даниялову. Айдинбеков часто отлучался в Москву: возил компромат на Даниялова и на других руководящих работников…

Багиров наверняка поощрял своего ставленника, тем более, что сам он извне готовил вероломный удар. Багиров опубликовал статью «К вопросу о ха-рактере движения мюридизма и Шамиля». Славные страницы героического прошлого Кавказа в борьбе с царизмом за независимость, длившейся почти 30 лет, были практически перечеркнуты… Конъюнктурщики обрушились на ученых, серьезно занимавшихся Кавказом и борьбой горцев Дагестана и Чечни, их работы не только запрещалось издавать, они изымались из библиотек.

В Дагестане главный удар пришелся по А. Д. Да-ниялову и профессору Расулу Магомедовичу Магомедову. Даниялова ругали за обращение в ЦК ВКП(б) и редакцию журнала «Большевик» с опровержением статьи Багирова. Талантливый ученый Р. М. Маго-медов, много писавший о борьбе горцев за свою сво-боду под руководством Шамиля, был лишен степени доктора исторических наук и отстранен от работы. Ставился вопрос об исключении его из партии. Кто же были гонителями Р. М. Магомедова? Име-на знакомые: Айдинбеков, Маркарян, Мкртычан, министр госбезопасности Гугучия, а также ряд дагестанских историков » .

Конечной целью М. Багирова было отторгнуть к. Азербайджану весь Южный Дагестан вместе с Дер-бентом. Засылка «десанта багировских комиссаров», под видом помощи Дагестану, была первым шагом на пути осуществления корыстных планов… Ну а дальше люди Багирова занялись подготовкой гнусного акта пре-дательства—представления о выселении вслед за че-ченцами и ингушами народов Дагестана. Записка об этом была подготовлена председателем КГБ Дагеста-на генералом Калининским, который впоследствии лично говорил мне об этом. Главным препятствием в осуществлении коварных замыслов являлся Пред-седатель Совнаркома Дагестана А. Д. Даниялов. В самой критической обстановке он проявил спаси-тельную твердость. Поэтому бакинцы всячески пы-тались дискредитировать и сместить его с должнос-ти.

А. Д. Даниялова я знал с 1937 года как истинного патриота Дагестана. Он был человеком смелым и му-жественным, что помогло выстоять в борьбе с «на-местником» Кавказа Багировым и его шайкой. Среди посланцев Багирова самым жадным, коварным и безнравственным был, конечно же, Агабабов, он плел свои интриги за спиной А. М. Алиева, который был добропорядочным руководителем, не участво-вавшим в гнусной игре Багирова, потому-то в итоге и оказался неугодным ему …

Что же касается публикации статьи А. Даниялова «Об извращениях в освещении движения мюри-дизма и Шамиля» и его доклада на республиканском активе по этому вопросу, как очевидец, могу сказать, что все это было сделано под страшным давлением Москвы и при подстрекательстве Багирова. Положе-ние Даниялова было незавидным. Антишамилевская кампания была прямым продолжением кампании против Дагестана и его руководителя А. Даниялова. Его обвиняли в национализме, в препятствовании восстановлению исторической правды о Кавказской войне…» .

Приведя письмо Расула Магомедова, Шамхалов рассказывает как на «очередной пленум обкома был подготовлен вопрос об исключении Р.М. Магомедова из партии. Перед началом пленума, услышав, как Даниялов, Маркарян и Гугучия вели разговор об этом, я зая-вил, что категорически против травли ученого и выступлю об этом на пленуме. Но А. Д. Даниялов проявил мужество и снял вопрос с повестки дня» , «а изнутри вел новую атаку на Даниялова Айдинбеков — Председатель Совета Министров ДАССР. Его подручных зациклило на сборе материалов, необхо-димых для нанесения решающего удара по Даниялову и ряду руководящих работников обкома. В 1951 году он обратился в ЦК ВКП(б), я не помню, то ли на имя Политбюро, то ли лично к Сталину, с запис-кой, в которой явно проглядывало желание отстра-нить Даниялова и некоторых других партийных и советских работников от руководства республикой, а самому, конечно же, стать первым секретарем Да-гестанского обкома. Это входило и в планы Багирова. Без его поддержки Айдинбеков бы не осмелился пойти на крайний шаг. К тому же коварный Багиров затеял акцию по подрыву экономики нашей респуб-лики. Животноводы южных районов Дагестана были лишены Муганских пастбищ, расположенных в Азербайджане. Цель достигнута: Дагестану был на-несен огромный экономический урон. Пришлось искать пастбища для этих районов на Черных землях, но в тот год много скота погибло.

Обком партии обратился в ЦК ВКП(б), Совет Ми-нистров СССР, Совет Министров РСФСР с просьбой сохранить хотя бы временно эти пастбища Азербай-джана за колхозами Дагестана. Тщетно, в Москве не посмели отменить вздорное решение Багирова... И тогда Багиров вовсе распоясался: им были фак-тически отторгнуты у Дагестана 78 тыс. гектаров Шахдагских пастбищ...

Горячие головы в обкоме партии предложили предпринять по отношению к Азербайджану ответные меры. Перекрыть, к примеру, подачу воды из Сулака в Баку или лишить Азербайджан места на альпийских пастбищах в горах Дагестана... Даниялов предложил Айдинбекову выехать в Азербай-джан и попытаться договориться с руководством республики о пастбищах. Однако Предсовмина не сделал этого…

Айдинбеков же в своих измышлениях дошел до обвинения руководителей республики в национализ-ме: раз обком партии не выступил открыто против Шамиля, значит, засели в нем националисты — такая мысль высказывалась им в очередной записке, от-правленной в ЦК ВКП(б). По этому письму Айдинбекова из Москвы выеха-ла большая группа ответственных работников: два заведующих секторами, 6 инструкторов из разных отделов ЦК ВКП(б) плюс работники Совмина СССР, Госплана, некоторых союзных и российских минис-терств…

В сентябре 1951 года после доклада комиссии в ЦК ВКП(б)… в решении ЦК… было за-писано, что Совмин Дагестана работает неудовлетво-рительно, а Предсовмина Айдинбеков встал «а путь сбора материалов, направленных на дискредитацию и шельмование, вплоть до объявления политического недоверия группе руководящих работников и А. Д. Даниялову в первую очередь»… Через несколько дней бюро обкома партии по поручению пленума об-кома освободило С. М. Айдинбекова с поста Предсовмина как не справившегося с работой…

Багиров принял своего ставленника с распростертыми объятиями и в знак благодарности за верное служение утвердил завотделом ЦК ком-партии Азербайджана. Так появилось конкретное подтверждение тому, что попытка отстранения Да-ниялова координировалась Багировым» .

Таким образом, на основе свидетельств непосредственных участников и очевидцев тех процессов, а не инсинуаций типа «мой друг считает» или «один молодой историк полагает» и т.д. мы видим, что Дагестан лишился своих пастбищ: летних - в горах Шахдага и зимних - в Муганской степи, исключительно по вине С. Айдинбекова , чей моральный облик весьма красочно описан непосредственно знавшими его людьми.

Второе - по плану М. Багирова и его помощников, в числе которых надо назвать и лезгина С. Айдинбекова, из республики в степи Казахстана планировалось выселить аварцев, даргинцев и лакцев , являвшихся столпом Дагестана, его тем самым государствообразующим народом .

После выселения аварцев, даргинцев и лакцев, остальную часть населения Дагестана Багиров планировал сделать азербайджанцами, благо условия для этого были. Весь Южный Дагестан, несмотря на создание письменности для лезгин и табасаранцев в 1928-30 гг. знал азербайджанский язык и пользовался им в качестве межнационального средства общения.

Дабы не быть голословными, покажем это на конкретном примере. До 1928 года лезгины, единственные среди крупных дагестанских народов (аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы имели свою прессу и многочисленную печатную и рукописную литературу еще до революции 1917 г.), не имели своей письменности и прессы. Поэтому они вынуждены были пользоваться газетами, которые выходили на тюркском языке: «Шура Дагъыстан» («Советский Дагестан»), издававшаяся с 1920 года, и «Дагъыстан фукъарасы» («Дагестанская беднота»), которая на протяжении пяти лет (1922-1927 гг.) обслуживала культурные нужды лезгин. Надо отметить, что в 1922-1924 годах в сел. Ахты на тюркском языке выходили сначала молодежная газета «Юный самурец», затем орган Самурского окружного комитета РКП (б) «Самур фукъарасы» («Самурская беднота»). Только в 1928 году начался процесс создания алфавита и письменности на лезгинском языке. Благодаря упорству и настойчивости ахтынца Гаджибека Гаджибекова, 21 июля 1928 года в жизни лезгинского народа появилась первая газета на родном языке, получившая название «ЦIийи дуьнья» («Новый мир») .

В северной части же Дагестана оставались кумыки и ногайцы, которых как тюркоязычное население Багиров планировал тоже перевести на азербайджанский язык и записать азербайджанцами. Вне всякого сомнения, с 1944 г., когда планировалось выселить аварцев, даргинцев и лакцев в Казахстан и Сибирь и начать азербайджанизацию населения остального Дагестана и вплоть до 1957 г. (тогда были реабилитированы народы Северного Кавказа и началось их возвращение), руководству АзССР удалось бы уже сделать свое черное дело.

Возвратившимся аварцам, даргинцам и лакцам осталась бы только северная часть горного Дагестана. Прочая же его часть и прежде всего Южный Дагестан - остались бы в составе Азербайджана, а народы его населявшие, и в первую очередь, лезгины - стали бы азербайджанцами. Это, в отличие от инсинуаций вышеуказанных авторов, не предположения, построенных на голой фантазии, а реальное прогнозирование ситуации. Таким образом, лезгины, как и некоторые другие народы Дагестана, самим фактом своего существования обязаны мужеству и самоотверженности Абдурахмана Даниялова.

Даниялов Абдурахман Даниялович

1908-08-22 - 1981-04-24

Жизнь

Абдурахман Даниялович Даниялов (22 августа 1908, Ругуджа, Гунибский округ, Дагестанская область, Российская империя - 24 апреля 1981, Москва, СССР) - советский и дагестанский политический и партийный деятель, выдающийся государственный и общественно-политический деятель Дагестана, дипломат, нарком земледелия Дагестанской АССР (1937-1939), Председатель Совета Народных Комиссаров Дагестанской АССР (1940-1948), Первый секретарь Дагестанского областного комитета КПСС (1948-1967), Председатель Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР (1967-1970).

Биография

Абдурахман Даниялович Даниялов родился 22 августа 1908 года в селе Ругуджа Гунибского района Дагестанской АССР в крестьянской семье. Аварец. В период с 1920 по 1924 год Даниялов воспитывался в детском доме в Гунибском районе, затем в интернате горцев в Буйнакске. В 1928 году он окончил Буйнакский педагогический техникум и тогда же вступил в ВКП(б). В октябре того же года Даниялов занял должность ответственного секретаря Гунибского окружного комитета ВЛКСМ, в 1929 году - заведующего Агитационно-пропагандистским отделом Дагестанского обкома ВЛКСМ, а в марте 1930 года был назначен начальником Главного управления Народного комиссариата просвещения Дагестанской АССР.

В 1935 году Абдурахман Даниялов окончил Московский институт инженеров водного хозяйства, а в 1947 году заочно окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б).

Во время Великой Отечественной войны входил в Военный совет 44-й армии и был членом Махачкалинского комитета обороны. С 3 декабря 1948 года по 29 ноября 1967 года - первый секретарь Дагестанского обкома ВКП(б)-КПСС. С ноября 1967 года по 1970 год- Председатель Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР. Член ЦК КПСС в 1956-71 гг. (кандидат в члены ЦК КПСС в 1952-56 гг.). Депутат Верховного Совета СССР в 1946-70 гг. Член Президиума Верховного Совета СССР в 1962-70 гг.

С 1970 года - персональный пенсионер союзного значения.

С 1971 года - старший научный сотрудник Института востоковедения Академии Наук СССР.

Семья

Женился Абдурахман на Хадиже (родом из селения Чох). У Абдурахмана и Хадижи родилось четверо детей: дочь - Забида (кандидат медицинских наук) и три сына: старший – Митхат (доктор медицинских наук, профессор), средний – Юсуп (кинорежиссер, драматург) и младший – Махач (доктор исторических наук). Митхат и Махач рано ушли из жизни.

Награды

Пять орденов Ленина (единственный в Дагестане кавалер пяти орденов Ленина)

Орден Трудового Красного Знамени

Орден Отечественной Войны I-й степени


Р. Абдулатипов выбрал себе в качестве кумиров спорных руководителей ДАССР

О том, что многие сегодняшние политические и кадровые решения в Дагестане коренятся в недавнем прошлом нашей республики, мы уже писали неоднократно. В сегодняшнем материале мы хотели бы осветить роль двух руководителей Дагестана советских времен – Абдурахмана Даниялова и Азиза Алиева в политической мифологии Дагестана сегодняшнего.

Продолжатель дела Даниялова

В одном из своих прошлых материалов мы о том, что глава Дагестана Рамазан Абдулатипов считает себя продолжателем политики руководителя Дагестана советских времен – Абдурахмана Даниялова.

К примеру, сам Рамазан Абдулатипов заявлял на мероприятиях в честь юбилея Даниялова в его родном селении Ругуджа Гунибского района: «Мы должны учиться на примере Абдурахмана Даниялова».

При этом родственники Даниялова на недавней встрече отметили, что «именно Рамазан Абдулатипов сможет продолжить дело Абдурахмана Даниялова и встать в ряды настоящих героев дагестанского народа».

Абдурахман Даниялов, родившийся в аварском селе Ругуджа, был советским и дагестанским политическим деятелем. Он прошел путь от наркома земледелия Дагестанской АССР в 1937-1939 годах до руководителя Дагестана.

Был председателем Совета Народных Комиссаров Дагестанской АССР (1940-1948), первым секретарем Дагестанского областного комитета КПСС (1948-1967) и председателем Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР (1967-1970).

Версия о спасителе Даниялове

Даниялова дагестанская молва называет тем человеком, который спас жителей республики от сталинской депортации в годы Великой Отечественной войны по примеру других народов Северного Кавказа – чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев.

Инициатором выселения дагестанцев был тогдашний первый секретарь Компартии Азербайджана, «наместник Вождя» на Кавказе Мир-Джафар Багиров, мечтавший о «присоединении» Дагестана к Азербайджану.

По выселению дагестанцев, как утверждается велась активная предварительная работа. На все ключевые посты, начиная с должности первого секретаря обкома партии, в Дагестан были присланы азербайджанские кадры. Их называли в народе «26 бакинских комиссаров».

Вопрос, казалось бы, был уже обговорен на уровне товарища Сталина. Осуществлению этого плана во многом способствовало то, что на Северный Кавказ немецкое командование десантировало группу диверсантов во главе с дагестанцем по происхождению Османом Губе с целью организации восстания против Советской власти.

Сталину якобы доложили о том, что дагестанцы готовы перейти на сторону немецко-фашистских захватчиков. Но в последний момент решение было отменено. Кинорежиссер Юсуп Даниялов, сын Абдурахмана Даниялова, утверждает, что отмена депортации – это заслуга его отца.

С его слов, Абдурахман Даниялов, спешно вылетев в Москву, якобы сумел убедить главу НКВД Лаврентия Берию не выселять народы Дагестана, и не отдавать территорию Дагестана Азербайджану. Однако, на подобную версию претендует не только Даниялов.

Восхищение Алиевым

Кроме Абдурахмана Даниялова Рамазан Абдулатипов восхищается и другим руководителем Дагестана военных лет – азербайджанцем Азизом Алиевым, который фактически дал начало династии Алиевых в Азербайджане.

«Фамилия Алиевых, род Алиевых – это не посторонние для Республики Дагестан люди», - заявлял Рамазан Абдулатипов журналистам, говоря о правящей уже много лет в Азербайджане семье Гейдара Алиева и его сына Ильхама Алиева.
«В самые трудные военные годы руководителем Дагестана был Азиз Алиев, - рассказывает Абдулатипов, добавляя - Гейдаром Алиевым у нас в республике всегда восхищались и всегда считали его своим».

Причем восхищение Азизом Алиевым Абдулатипов выказывал неоднократно.

Именно тогда, он, почтив память и Азиза Алиева, и Гейдара Алиева в Аллее почетного захоронения в Азербайджане, рассказывал о планах заложить в Дербенте проспект и парк в честь Гейдара Алиева.

Азиз Алиев - советский и азербайджанский государственный и партийный деятель. Дипломат, народный комиссар здравоохранения Азербайджанской ССР (1939-1941), Председатель Верховного Совета Азербайджанской ССР (1941-1944).

В последующем, в 1942-1948 годах он становится первым секретарем Дагестанского областного комитета ВКП(б). Именно о подобном назначении азербайджанских кадров в Дагестан и шла речь выше, когда упоминалось о планах Мир-Джафара Багирова по присоединению Дагестана к Азербайджану.

Версия о спасителе Алиеве

В годы нахождения Азиза Алиева в Дагестане фашистские войска находились у Кавказских гор, на подступах к Дагестану, где сложилась чрезвычайно сложная обстановка. Гитлеровские войска стремились в Баку, чтобы овладеть нефтью.

В сети распространяется информация о том, что в 1944 году, когда наряду со многими северокавказскими народами угроза сталинской депортации нависла и над дагестанцами, Азиз Алиев приложил немало усилий, чтобы не допустить этого.

Так, на некоторых сайтах со слов бывшего депутата Верховного Совета СССР от Дагестана Багаутдина Пайзуллаева рассказывается история о том, как Азиз Алиев ездил в Москву в начале 1944 года.

«Оказывается, в эти дни в ЦК ВКП(б) или ГКО решался вопрос о возможном выселении дагестанцев, как это было сделано с чеченцами, ингушами, калмыками и др.», - рассказывает Пайзулаев.

По версии Пайзуллаева в эту поездку Азиз Алиев посещал много высоких кабинетов в Москве. И якобы по результатам встречи Алиева с Георгием Маленковым, членом Государственного комитета обороны и «было окончательно решено – дагестанцев не высылать».

«Таким образом, изложенный мною рассказ депутата Багаутдина Пайзуллаева проливает свет на вопрос, кто же участвовал в решении вопроса о невыселении дагестанцев? Рассказ Багаутдина Пайзуллаева очень интересен в свете сегодняшних разговоров о том, кто спас Дагестан от выселения 1944 года», - пишет автор этого материала Сагадулла Абусуев.

Несогласие с официальной версией

Однако мало того, что эти версии о роли Абдурахмана Даниялова и Азиза Алиева в спасении дагестанских народов противоречат друг другу. Не может же быть, что они оба вышли на руководство СССР и параллельно спасали Дагестан от выселения.

Значит, какая-то из этих версий, или они обе ложные. Более того, эти версии опровергаются рядом историков. Утверждается, что ни Даниялов, ни Алиев, на своих встречах с Берией и Маленковым не могли повлиять на отмену решения, которое должно было приниматься на уровне Сталина.

Мы здесь не будем перечислять все факты, приводимые историками о том, что Абдурахман Даниялов не мог иметь с Лаврентием Берией доверительных отношений, что он не мог говорить с ним об отмене депортации дагестанцев в 1942 году…

При том, что сами депортации народов Кавказа были осуществлены лишь в 1943-1944 годах… И что никто не стал бы делиться с Данияловым государственной тайной о предстоящем выселении за несколько месяцев до ее начала.

«Кстати, в период описываемых событий Даниялову было всего лишь 35 лет, то есть он был ещё молодым человеком и не являлся партийным руководителем, как Азиз Алиев, который со своим мощным административным аппаратом решал все вопросы в республике.

Кто стал бы слушать Даниялова в ЦК, если бы вопрос о выселении дагестанцев был там решён, а следовательно, была решена и судьба самого Даниялова? Возраст у него тогда был не тот, занимаемое положение не то и жизненный опыт не тот, чтобы влиять на развитие событий в стране», - пишет Виктор Чигирик в газете «Черновик».

«…Что происходит?.. Как же можно называть Азиза Алиева «выдающимся дагестанским деятелем?!», - приводит «Черновик» возмущение одного из представителей руководства Дагестана на юбилейных торжествах в Махачкале в 1998 году, посвящённых 100-летию со дня рождения Азиза Алиева.

Торжества в его честь приняли такой размах, что с ними не сравнится даже официальное празднование Дня Победы, - пишет об этом мероприятии интернет-ресурс «Южный федеральный». Там также отрицает роль Алиева в спасении дагестанцев от депортации.

Утверждение, что именно Азиз Алиев спас дагестанский народ от выселения в Павлоградскую область Казахстана, мягко говоря, далеко отстоит от правды.

Негоже нам, дагестанцам, выставлять себя на посмешище, восхваляя человека, который, по меньшей мере, творил не только добро.

Кроме того, со слов автора, работа Азиза Алиева в Дагестане фактически была оценена неудовлетворительно.

Мало того, роль и Абдурахмана Даниялова, начавшего этнодискриминацию кумыков и лезгинских народов, и роль Азиза Алиева, готовившегося отдать Дагестан в состав Азербайджана, неоднозначно оценивается многими в республике.

«Так Абдурахман Даниялов и Азиз Алиев приняли участие в бесчеловечных акциях Сталина. Поэтому выставлять этих дагестанских руководителей спасителями народов Дагестана было бы в высшей степени нелепо и глупо», - пишет автор.

Так в чьих же интересах совершаются эти незаслуженные восхваления и вознесения бывших руководителей республики? – вопрошает он своем развернутом материале на страницах дагестанской прессы.

Также автор задается риторическим вопросом - Различные официальные лица, попеременно называя спасителями дагестанских народов то Абдурахмана Даниялова, то Азиза Алиева и устраивая в их честь юбилеи, не замечают явной неоднозначности их политического наследия. Доколе это будет продолжаться? – спрашивает он.

Фарида Санджах

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Официальный сайт сайт © 1999-2019 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия



Новое на сайте

>

Самое популярное