Домой Ортопедия Что отвечать на хвала аллаху. Восхваление аллаха молитва

Что отвечать на хвала аллаху. Восхваление аллаха молитва

Постараемся детально ответить на вопрос: восхваление аллаха молитва на сайте: сайт - для наших многоуважаемых читателей.

В Коране, который является священной книгой для всех мусульман, говорится, что если молится Аллаху каждый день, то это обязательно будет вознаграждено. Вера в это настолько сильна в душе у каждого правоверного, что верующие обращаются к Аллаху в течение всего дня много раз и в горе, и в радости. Каждый мусульманин верит, что только Аллах способен защитить его от всякого земного зла.

Благодарность и восхваление Аллаха в ежедневной молитве

В Коране написано, что правоверный должен обязательно каждый день восхвалять и благодарить Аллаха.

Ежедневная молитва в переводе на русский язык звучит следующим образом:

Мусульманские молитвы Аллаху

Существует огромное количество самых разных мусульманских молитв, которые читаются в самых различных бытовых ситуациях. К примеру, существуют специальные молитвы, которые нужно читать в утреннее время во время одевания и на оборот, в вечернее время в процессе раздевания. Обязательно читаются молитвы перед принятием пищи.

Каждый мусульманин всегда читает молитву, когда одевает новую одежду, и при этом просит Аллаха, чтобы он защитил его от порчи. Кроме того, в молитве упоминается благодарение тому, кто создал одежду, а также просьба Аллаха о том, чтобы он послал ему наивысшие блага.

Обязательно используется молитва перед тем, как правоверный выходит из дома или в тех случаях, когда приходится входить в чей-то дом. Таким способом выражается почтение и уважение к людям, дом которых приходится посетить.

Молитва «Кулху Аллаху ахад» на арабском языке

Молитва «Кулху Аллаху ахад» направлена на то, чтобы человек смог исполнить собственные желания.

На арабском языке текст молитвы звучит так:

Лам ялид ва лам юлад

Ва лам якун ллаху, куфуван ахад».

Считается, что данное обращение более действенное, в случае, если произносится на арабском языке. Обязательно нужно учитывать то, что читать данную молитву может верующий, у которого чистая душа и искренние помыслы. В другом случае Аллах просто не услышит просьбу и не станет помогать. Также нужно знать и о том, что самостоятельно данная молитва не произносится. Важно понимать и саму суть обряда. Человек, за которого возносится молитва, должен сесть на стул, а произносящий молитву кладет свои руки ему на голову.

После это произносятся слова молитвы. Для большей эффективности обряд рекомендуется проводить несколько дней подряд.

Слушать молитву «Кулху Аллаху ахад»:

Текст молитвы «Кулху Аллаху ахад» на русском языке

Несмотря на то, что молитва «Кулху Аллаху ахад» считается более сильной на языке оригинала, допускается произносить ее слова и на русском языке. Существует несколько вариаций данной молитвы.

К примеру, молиться можно следующими словами:

Важно понимать, что данная молитва не несет в себе магического подтекста, в ней содержится философско-религиозное зерно. И именно это должны в полной мере прочувствовать люди, участвующие в обряде. Важна искренняя вера в то, что Аллах услышит мольбу и обязательно надежно защитит человека. Но это возможно только, если у человека светлая душа.

Молитва Аллаху о помощи «О Аллах, помоги мне»

Намаз – это обязательный обряд для любого мусульманина. Он состроит не только из молитв, но также и из определенных действий. Поэтому тому, кто недавно принял ислам, нужно будет приложить большие усилия для того, чтобы освоить все правила. Конечно же, вначале нужно будет постепенно изучать все необходимые молитвы.

Но прежде всего, следует знать, что существует единая молитва, которая может использоваться в любое время.

Звучит она следующим образом:

Кроме того существует очень важная молитва для начинающих, кто только знакомится с правилами намаза.

После обязательных молитв следует произнести такую молитвенную фразу:

Молитва «Аллах акбар»

«Аллах Акбар» в переводе с арабского языка означает – великий Господь. Этой фразой признается власть и мощь Всевышнего. В мусульманской религии «Аллах Акбар» – это формула признания Величия Господа. Данная фраза подчеркивает повиновение Аллаху, она является одной из фраз, отражающих истинное повиновение Всевышнему, клятвой отрицания других сил и господств.

Каждый мусульманский ребенок понимает, что означает «Аллах Акбар». Эта священная фраза звучит на устах мусульман на протяжении всей их жизни, и этими словами сопровождаются все дела правоверных. Всегда данная фраза звучит в исламских молитвах. К ней относятся, как к отдельному молитвенному обращению.

Она может переводиться следующим образом:

Неправильно относится к данному выражению, как к воинственному кличу. Оно скорее является напоминанием для правоверного, что вне зависимости от сложившейся ситуации Бог Велик и всемогущ. Нужно помнить, что успех и счастье для мусульманина исходит от Аллаха, от него зависит вся его жизнь. Правоверный произносит «Аллах Акбар», когда он сильно напуган и после этого душа его обязательно успокоится. Так как он вспомнит, что все находится в руках Божьих. С помощью этой фразы также можно убрать злость из души, успокоится и предотвратить неправильные действия. Это молитвенное выражение произносится и в моменты радости и успеха в знак благодарения Бога.

Восхваление аллаха молитва

اَلْحَمْدُ لِلّهِ الاَْوَّلِ بِلا أَوَّل كانَ قَبْلَهُ، وَالاْخِرِ بِلا آخِر يَكُونُ بَعْدَهُ، الَّذي قَصُرَتْ عَنْ رُؤْيَتِهِ أَبْصارُ النّاظِرينَ، وَعَجَزَتْ عَنْ نَعْتِهِ أَوْهامُ الْواصِفينَ.

اِبْتَدَعَ بِقُدْرَتِهِ الْخَلْقَ ابْتِداعاً، وَاخْتَرعَهُمْ عَلى مَشِيَّتِهِ اخْتِراعاً، ثُمَّ سَلَكَ بِهِمْ طَريقَ إِرادَتِهِ، وَبَعَثَهُمْ في سَبيلِ مَحَبَّتِهِ، لايَمْلِكونَ تَأْخيراً عَمّا قَدَّمَهُمْ إِلَيْهِ، وَلا يَسْتَطيعُونَ تَقَدُّماً إِلى ما أَخَّرَهُمْ عَنْهُ، وَجَعَلَ لِكُلِّ رُوح مِنْهُمْ قُوتاً مَعْلُوماً مَقْسُوماً مِنْ رِزْقِهِ، لا يَنْقُصُ مَنْ زادَهُ ناقِصٌ، ولا يَزيدُ مَنْ نَقَصَ مِنْهُمْ زائِدٌ.

ثُمَّ ضَرَبَ لَهُ فِي الْحَياةِ أَجَلاً مَوْقُوتاً، وَنَصَبَ لَهُ أَمَداً مَحْدُوداً، يَتَخَطّى إِلَيْهِ بِأَيّامِ عُمُرِهِ، و يَرْهَقُهُ بِأَعْوامِ دَهْرِهِ، حَتّى إِذا بَلَغَ أَقْصى أَثَرِهِ، وَاسْتَوْعَبَ حِسابَ عُمُرِهِ، قَبَضَهُ إِلى ما نَدَبَهُ

إِلَيْهِ مِنْ مَوْفُورِثَوابِهِ، أَوْ مَحْذُورِ عِقابِهِ (لِيَجْزِيَ الَّذينَ أَسَاءُوا بِما عَمِلُوا وَيَجْزِيَ الّذينَ أَحْسَنُوا بِالْحُسْنى)عَدْلاً مِنْهُ، تَقَدَّسَتْ أَسْماؤُهُ وَتَظاهَرَتْ آلاؤُهُ (لا يُسْأَلُ عَمّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُونَ).

وَالْحَمْدُ لِلّهِ الَّذي لَوْ حَبَسَ عَنْ عِبادِهِ مَعْرِفَةَ حَمْدِهِ عَلى ما أَبْلاهُمْ مِنْ مِنَنِهِ الْمُتَتابِعَةِ، وَأَسْبَغَ عَلَيْهِمْ مِنْ نِعَمِهِ المُتَظاهِرَةِ، لَتَصَرَّفُوا في مِنَنِهِ فَلَمْ يَحْمَدُوهُ، وَتَوَسَّعُوا في رِزْقِهِ فَلَمْ يَشْكُرُوهُ، وَلَوْ كانُوا كَذلِكَ لَخَرَجُوا مِنْ حُدُودِ الاِْنْسانِيَّةِ إِلى حَدِّ الْبَهيمِيَّةِ، فَكانُوا كَما وَصَفَ في مُحْكَمِ كِتابِهِ (إِنْ هُمْ إِلاّ كَالاَْنْعامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ سَبيلاً).

وَالْحَمْدُ لِلّهِ عَلى ما عَرَّفَنا مِنْ نَفْسِهِ، وَأَلْهَمَنا مِنْ شُكْرِهِ، وَ فَتَحَ لَنا مِنْ أَبْوابِ الْعِلْمِ بِرُبوبِيَّتِهِ، وَ دَلَّنا عَلَيْهِ مِنَ الاِْخْلاصِ لَهُ في تَوْحيدِهِ، وَ جَنَّبَنا مِنَ الاِْلْحادِ وَالشَّكِّ في أَمْرِهِ، حَمْداً نُعَمَّرُ بِهِ في مَنْ حَمِدَهُ مِنْ خَلْقِهِ، وَنَسْبِقُ بِهِ مَنْ سَبَقَ إِلى رِضاهُ وَعَفْوِهِ، حَمْداً يُضيءُ لَنا بِهِ ظُلُماتِ الْبَرْزَخِ، وَيُسَهِّلُ عَلَيْنا بِهِ

سَبيلَ الْمَبْعَثِ، وَيُشَرِّفُ بِهِ مَنازِلَنا عِنْدَ مَواقِفِ الاَْشْهادِ (يَوْمَ تُجْزى كُلُّ نَفْس بِما كَسَبَتْ وَهُمْ لايُظْلَمُونَ)، (يَوْمَ لايُغْني مَوْلىً عَنْ مَوْلىً شَيْئاً وَ لاهُمْ يُنْصَرُونَ).

حَمْداً يَرْتَفِعُ مِنّا إِلى أَعْلى عِلِّيِّينَ (في كِتاب مَرْقُوم * يَشْهَدُهُ الْمُقَرَّبُونَ). حَمْداً تَقَرُّ بِه عُيُونُنا إِذا بَرَقَتِ الاَْبْصارُ، وَتَبْيَضُّ بِهِ وُجوُهُنا إِذَا اسْوَدَّتِ الاَْبشارُ، حَمْداً نُعْتَقُ بِهِ مِنْ أَليمِ نارِ اللّهِ إِلى كَريمِ جِوارِ اللّهِ، حَمْداً نُزاحِمُ بِهِ مَلائِكَتَهُ الْمَقَرَّبينَ، وَنُضامُّ بِهِ أَنْبِياءَهُ الْمُرْسَلينَ، في دارِ الْمُقامَةِ الّتي لاتَزُولُ، وَمَحَلِّ كَرامَتِهِ الَّتي لاتَحُولُ.

وَالْحَمْدُ لِلّهِ الَّذِي اخْتارَ لَنا مَحاسِنَ الْخُلْقِ، وَأَجْرى عَلَيْنا طَيِّباتِ الرِّزْقِ، وَجَعَلَ لَنَا الْفَضيلَةَ بِالْمَلَكَةِ عَلى جَميعِ الْخَلْقِ، فَكُلُّ خَليقَتِهِ مُنْقادَةٌ لَنا بِقُدْرَتِهِ، وصائِرَةٌ إِلى طاعَتِنا بِعِزَّتِهِ، وَالْحَمْدُ لِلّهِ الّذي أَغْلَقَ عَنّا بابَ الْحاجَةِ إِلاّ إِلَيْهِ، فَكَيْفَ نُطِيقُ حَمْدَهُ؟ أَمْ مَتى نُؤَدّي شُكْرَهُ؟ لا، مَتى؟

وَالْحَمْدُ لِلّهِ الَّذي رَكَّبَ فينا آلاتِ الْبَسْطِ، وَجَعَلَ لَنا أَدَواتِ الْقَبْضِ، وَ مَتَّعَنا بِأَرْواحِ الْحَياةِ، وَأَثْبَتَ فينا جَوارِحَ الاَْعْمالِ، وَغَذّانا بِطَيِّباتِ الرِّزْقِ، وَأَغْنانا بِفَضْلِهِ، وَأَقْنانا بِمَنِّهِ، ثُمَّ أَمَرَنا لِيَخْتَبِرَ طاعَتَنا، وَنَهانا لِيَبْتَلِيَ شُكْرَنا، فَخالَفْنا عَنْ طَريقِ أَمْرِهِ، وَرَكِبْنا مُتُونَ زَجْرِهِ، فَلَمْ يَبْتَدِرْنا بِعُقُوبَتِهِ، وَلَمْ يُعاجِلْنا بِنِقْمَتِهِ، بَلْ تَأَنّانا بِرَحْمَتِهِ تَكَرُّماً، وَانْتَظَرَ مُراجَعَتَنا بِرَأْفَتِهِ حِلْماً.

وَالْحَمْدُ لِلّهِ الَّذي دَلَّنا عَلَى التَّوْبَةِ الَّتي لَمْ نُفِدْها إِلاّ مِنْ فَضْلِهِ، فَلَوْ لَمْ نَعْتَدِدْ مِنْ فَضْلِهِ إِلاّ بِها لَقَدْ حَسُنَ بَلاؤُهُ عِنْدَنا، وَجَلَّ إِحْسانُهُ إِلَيْنا، وَجَسُمَ فَضْلُهُ عَلَيْنا، فَما هكَذا كانَتْ سُنَّتُهُ فِي التَّوْبَةِ لِمَنْ كانَ قَبْلَنا، لَقَدْ وَضَعَ عَنّا ما لاطاقَةَ لَنا بِهِ، وَلَمْ يُكَلِّفْنا إِلاّ وُسْعاً، وَلَمْ يُجَشِّمْنا إِلاّ يُسْراً، وَلَمْ يَدَعْ لاَِحَد مِنّا حُجَّةً وَلاعُذْراً، فَالْهالِكُ مِنّا مَنْ هَلَكَ عَلَيْهِ، وَالسَّعيدُ مِنّا مَنْ رَغِبَ إِلَيْهِ.

وَالْحَمْدُ لِلّهِ بِكُلِّ ما حَمِدَهُ بِهِ أَدْنى مَلائِكَتِهِ إِلَيْهِ، وَأَكْرَمُ خَليقَتِهِ عَلَيْهِ، وَأَرْضى حامِديهِ لَدَيْهِ، حَمْداً يَفْضُلُ سائِرَ الْحَمْدِ، كَفَضْلِ رَبِّنا عَلى جَميعِ خَلْقِهِ، ثُمَّ لَهُ الْحَمْدُ مَكانَ كُلِّ نِعْمَة لَهُ عَلَيْنا وَ عَلى جَميعِ عِبادِهِ الْماضينَ وَالْباقينَ، عَدَدَ ما أَحاطَ بِهِ عِلْمُهُ مِنْ جَميعِ الاَْشياءِ، وَمَكانَ كُلِّ واحِدَة مِنْها عَدَدُها أَضْعافاً مُضاعَفَةً، أَبَداً سَرْمَداً إِلى يَوْمِ الْقِيامَةِ.

حَمْداً لامُنْتَهى لِحَدِّهِ، وَ لاحِسابَ لِعَدَدِهِ، وَلا مَبْلَغَ لِغايَتِهِ، وَلاَ انْقِطاعَ لاَِمَدِهِ، حَمْداً يَكُونُ وُصْلَةً إِلى طاعَتِهِ وَعَفْوِهِ، وَسَبَباً إِلى رِضْوانِهِ، وَذَريعةً إِلى مَغْفِرَتِهِ، وَطَريقاً إِلى جَنَّتِهِ، وَخَفيراً مِنْ نِقْمَتِهِ، وَأَمْناً مِنْ غَضَبِهِ، وَظَهيراً عَلى طاعَتِهِ، وَحاجِزاً عَنْ مَعْصِيَتِهِ، وَعَوْناً عَلى تَأْدِيَةِ حَقِّهِ وَوَظائِفِهِ.

حَمْداً نَسْعَدُ بِهِ فِي السُّعَداءِ مِنْ أَوْلِيائِهِ، وَنَصيرُ بِهِ في نَظْمِ الشُّهَداءِ بِسُيُوفِ أَعْدائِهِ، إِنّهُ وَلِيٌّ حَميدٌ.

Хвала и благодарность Аллаху, самому первому и самому последнему, до и после которого нет никого! Аллаху, которого не в состоянии узреть зрячие глаза и описать глубокие мысли! Своим могуществом Oн сотворил существа и по Своей воле вдохнул в них жизнь, направил их по пути, который; избрал для них, и наставил на путь Своей! любви!

Когда Он отправляет их вперёд, никто не может вернуть их, а когда Он возвращает их, нет силы, которая могла бы заставить их двинуться вперёд.

Он определил пропитание и богатство каждого живого существа, так что никто не может даже частично сократить богатство того, кому дано много, или немного добавить к имуществу того, кому дано мало.

Затем Он определил длительность жизни каждого человека, то ограниченное время, которое он должен пройти шагами дней и- лет, пока оно не истечёт. А когда человек сделает свои последние шаги, наполнившие чашу его жизни, Он приберёт его к себе и либо щедро вознаградит, либо бросит в пропасть страшной кары, дабы воздать добродетелям и злодеям по их заслугам, ибо это и есть Его Правосудие.

Чисты и непорочны Его имена и бесконечны Его блага! Никто не может призвать Его к ответу за то, что Он вершит, лишь Он требует от всех ответа за содеянное.

Хвала и благодарность Аллаху, не отказавшему Своим рабам в умении восхвалять Себя. Ведь если бы в ответ на ниспосылаемые друг за другом блага они пользовались ими и не произносили слова благодарности, жаждали большего, нежели им предначертано, и не благодарили за ниспосланное, они опустились бы ниже человека и уподобились бы животным. Они стали бы теми, о ком Всевышний Аллах сказал в Своём Коране: “Они всего лишь как скоты, и даже больше сбился с пути.”

Хвала и благодарность Аллаху, который помог нам познать Себя и научил нас благодарить Себя, открыл нам двери Своей бесподобной мудрости, показал нам путь настоящего монотеизма и избавил нас от ереси и сомнений в Его указах! Благодарим Его так искренно, что если бы оказались среди тех, кто произносит слова благодарности, Он всегда был бы с нами и с Его помощью мы опередили бы всех, кто жаждет Его милости и прощения. Благодарим Его так, чтобы луч этой благодарности осветил нам страшную тьму могилы и выровнял нам путь в Судный День, в тот День, когда каждый получит воздаяние за содеянное и никто не” будет в обиде, когда друг не сможет заступиться за друга и никто не сможет помочь другому. В тот День, когда мы будем держать ответ, пусть эти слова благодарности возвысят и возвеличат нас!

Пусть слова восхваления и благодарности вознесутся на небеса и впишутся в наш послужной список и пусть божественные ангелы будут им свидетелями!

Превозносим хвалу и благодарность Аллаху, чтобы в тот день, когда пелена изумления затмит все глаза, слова благодарности оставляли наши глаза ясными и чтобы в тот день, когда некоторые опозорятся, мы избежали этой участи!

Пусть наше восхваление и признательность избавит нас от мучительного огня Божьей кары и подарит нам Его милость!

Пусть наше восхваление и признательность сделает нас собеседниками приближённых ангелов Господа и в том вечном царствии, где правит Его великодушие, уравняет нас с Его пророками!

Хвала Аллаху, избравшему для нас наилучшие качества и одарившего нас наилучшими благами! Хвала Аллаху, давшему нам превосходство и господство над всеми существами, так что по Его приказу любое существо подчиняется нам и находится в нашем распоряжении!

Хвала Аллаху, закрывшему перед нами двери нужды в ком-либо, кроме Него самого! Как сможем мы восхвалить Его? Когда мы сможем восхвалить Его? Нет, не сможем никогда.

Хвала Аллаху, сотворившему в нашем теле мускулы для передвижения и давшему нам жизнь, вдохнув в тело дух. Он дал нам органы, благодаря которым мы можем совершать различные дела, дал нам вкусную пищу на пропитание, избавил нас от нужды и дал нам богатства, чтобы проверить наше повиновение и чувство благодарности. Он приказал нам совершать одни и запретил совершать другие деяния. Когда мы ослушались Его и проявили непокорность, Он не стал спешить с наказанием. Великодушный и милосердный, Он дал нам время. Добрый и терпеливый. Он дал нам срок опомниться и вернуться к Нему.

Хвала и благодарность Аллаху, показавшему нам путь покаяния! Если бы не Его мудрость, мы никогда не нашли бы этого пути. Если бы из всех Его милостей мы ограничились одной этой, и тогда бы Его дары были для нас прекрасными, Его милость – великой, а щедрость – бесподобной, ибо Его способ принятия покаяния от прежних народов был иным. Он освободил нас от всего, что выходит за рамки нашего терпения и наших сил. Он дал нам обязанности в соответствии с нашими силами и обязал выполнять лишь простые и лёгкие дела, чтобы ни один из нас не имел повода для неповиновения.

Каждый из нас в случае неповиновения будет наказан, а тот, кто припадёт к Его престолу, будет коронован венцом счастья.

Хвала и благодарность Аллаху! Хвала и благодарность, вознесённая Его самыми приближёнными ангелами, самыми любимыми из творений и самыми восхвалёнными восхвалителями! Хвала, превосходящая высочайшее из восхвалений, подобно тому как наш Творец преввосходит все Свои творения!

Хвала Ему за каждое благо, ниспосланное и ниспосылаемое Им нам и другим рабам в прошлом и настоящем! Хвала по количеству всех вещей, входящих в Его бесконечную мудрость! Хвала, во сто крат превышающая его милости! Хвала, которая не имеет начала и конца и продлится до Судного Дня! Хвала, не знающая пределов и границ! Хвала бесчисленная, бесконечная, не входящая в рамки времени! Хвала, приводящая нас к повиновению Аллаху и Его милосердию, вызывающая Его милость и прощение, являющаяся путём в Его рай, убежищем от Его кары, защитой от Его гнева, помощью в подчинении Ему, преградой от греха, опорой при выполнении обязанных Им предписаний! Хвала, которая введёт нас в ряды Его счастливых друзей, в ряды тех, кто погиб мученической смертью от мечей Его врагов! Воистину, Он – опекающий, восхвалённый!

Перед каждой молитвой его светлость так восхвалял Всевышнего Аллаха.

Восхваление аллаха молитва

Ду’а – это одна из форм поклонения Всевышнему Аллаху. Когда человек обращается с просьбой к Создателю, действием этим он подтверждает свою веру в то, что только Аллах Всевышний может даровать человеку все, в чем он нуждается; что Он – Единственный, на Кого следует полагаться и к Кому надо обращаться с молитвами. Аллах любит тех, кто как можно чаще обращается к Нему с различными (разрешенными по Шариату) просьбами.

Ду’а является оружием мусульманина, дарованным ему Аллахом. Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Хотите, я научу вас такому средству, которое поможет вам преодолеть несчастья и беды, постигшие вас?» . «Хотим»,- ответили сподвижники. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Если читать ду’а «Ля илляха илля анта субханакя инни кунту миназ-залимин 247 », и если читать ду’а для брата по вере, который в этот момент отсутствует, то ду’а будет принято Всевышним». Рядом с читающим ду’а стоят ангелы и говорят: «Аминь. Да станет с тобой то же самое»

Ду’а является ибадатом, вознаграждаемым Аллахом и для его совершения существуют определенный порядок:

Ду’а следует начинать со слов восхваления Аллаха: «Алхамдулилляхи Раббиль ‘алямин» , затем надо читать салават Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям): «Аллахумма салли ‘аля али Мухаммадин ва саллям» , затем необходимо покаяться в грехах: «Астагфируллах» .

Сообщается, что Фадаля бин Убайд (радыйаллаху анху), сказал:«(Однажды) посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) услышал, как один человек во время своей молитвы стал обращаться с мольбами к Аллаху, не восславив (перед этим) Аллаха и не обратившись к Нему с мольбами за Пророка, (саллаллаху алейхи ва саллям), и посланник Аллаха, (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Этот (человек) поспешил!», - после чего подозвал его к себе и сказал ему /или: . кому-то другому/:

«Когда кто-нибудь из вас (пожелает) обратится к Аллаху с мольбой, пусть начнёт с того, что воздаст хвалу своему Преславному Господу и восславит Его, потом пусть призовёт благословение на Пророка», - (саллаллаху алейхи ва саллям), - «а уже потом просит, чего пожелает».

Халиф Умар (да осенит его милость Аллаха) говорил:«Наши молитвы достигают небесных сфер под названием «Сама» и «Арша» и находятся там до тех пор, пока мы не произнесем салаваты Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), и только после этого они достигают Божественного престола».

2. Если ду’а содержит важные просьбы, то до его начала надо совершить омовение, а если очень важные – надо совершить омовение всего тела.

3. При чтении ду’а желательно повернуться лицом в сторону Кыблы.

4. Руки надо держать перед лицом ладонями вверх. После завершения ду’а надо руками провести по лицу, чтобы баракят, которым наполнились протянутые руки, коснулся и лица.Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): « Поистине, ваш Господь Живой, Щедрый, не может отказать Своему рабу, если тот поднимает руки в мольбе»

Анас (радыйаллаху анху) передает, что во время дуа Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки настолько, что была видна белизна его подмышек»

5. Просьбу надо произносить уважительным тоном, тихо, чтобы окружающие не слышали, при этом нельзя обращать взор к небесам.

6. В завершении ду’а надо, как и в начале, произнести слова восхваления Аллаха и салавата Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) затем сказать:

سُبْحَانَ رَبِّكَ رَبِّ الْعِزَّةِ عَمَّا يَصِفُونَ .

وَسَلَامٌ عَلَى الْمُرْسَلِينَ .وَالْحَمْدُ لِلهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Субхана Раббикя Раббиль ’изатти ‘амма ясифуна ва салямун ‘аляль мурсалина валь-хамдулилляхи Раббиль ‘алямин» .

Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Если я пожелаю, то могу дать столько толкований суре „Аль-Фатиха“ , что потребуется семьдесят верблюдов, чтобы понести их вес» («Абакат аль-анвар», с. 552). Прочитав этот переведённый нами хадис из книги шейха Табари «Башарат аль-Мустафа» , вы узнаете со слов Повелителя верующих лишь небольшую часть смыслов, заложенных во втором аяте этой суры, которую каждый мусульманин читает минимум десять раз в день, и поразитесь их глубине.

Ю суф ибн Мухаммад ибн Зияд и Али ибн Мухаммад ибн Сайяр передали от своих отцов, от Имама Аскари, от его отца Имама Хади, от его отца Имама Джавада, который передал, что некий человек пришёл к Имаму Резе, да будет мир над ними всеми, и спросил его: «О сын Посланника Аллаха, разъясни мне аят (1:2)». Имам ответил, что его отец Имам Казым передал от его деда Имама Садыка, от Имама Бакира, от Имама Саджада, от Имама Хусейна, который рассказал, что некий человек пришёл к Имаму Али, да будет мир над ними всеми, и спросил: «Каково толкование аята „[Вся] хвала [принадлежит лишь] Аллаху - Господу миров“ (1:2)?».

Повелитель верующих ответил: «„[Вся] хвала [принадлежит лишь] Аллаху“ , потому что Аллах сделал некоторые из Своих милостей для них познаваемыми, но они не могут познать все Его бесчисленные блага. Под „ними“ я имею в виду всех творений, включая неживых существ и животных. Что касается животных, то Он даёт им силу, Он питает их Своим уделом, Он защищает их Своей опекой и управляет ими исходя из [Своего знания о том], что для них лучше.

Что же касается неживых творений, то Он держит их [вместе] Своей силой, не позволяя соединённым [друг с другом] вещам распадаться [на части], и предотвращает отделение связанных [между собой] вещей; препятствует Он падению небес на землю, кроме как с Его дозволения, и предотвращает разрушение земли, кроме как по Его приказу. Он Добр и Милостив к Своим рабам.

И „Господь миров“ есть Владыка [всего, Творец и Вседержитель]. Поддерживает Он Своих созданий путями, что им известны, и путями, что им неведомы. Удел [каждого] - предопределён и дойдёт до человека, независимо от того, как он живёт в этом мире: не увеличит его благочестие праведников и не уменьшит его распутство бесстыдников. Несмотря на то, между вами и вашим уделом существует завеса, он найдёт и настигнет вас, даже если вы убегаете от него, подобно тому, как [вас] настигает смерть. И Всевышний Аллах приказал [нашим последователям] говорить:

„Хвала Аллаху за то, чем Он благословил нас, и за то, что Он упомянул нас в предыдущих Писаниях, ещё до того, как мы были сотворены!“.

И это является обязательным для Мухаммада, его семейства и их приверженцев - благодарить Аллаха за эти заслуги, потому что Его Посланник сказал: „Когда Аллах отправил Мусу ибн Имрана в качестве [Своего] посланника [к людям], и избрал его спасителем [своего народа], разверз для него море, спас сынов Израилевых и даровал ему Тору и скрижали, Муса осознал своё положение и воскликнул: «О Господь! Никогда Ты не почитал никого до меня так, как почтил меня…». На что Аллах ответил:

«О Муса, разве ты не знаешь, что Мухаммад - самый достопочтенный среди всех Моих ангелов и [прочих] творений?».

«О Господь! Раз Мухаммад - самый почитаемый среди Твоих творений, есть ли семейство какого-нибудь пророка более почитаемое, чем моё?» - спросил Муса. На что Аллах ответил: «О Муса, разве ты не знаешь, что благородство семьи Мухаммада по сравнению с благородством семей других пророков подобно благородству Мухаммада по сравнению с благородством других посланников!». Муса спросил: «О Господь! В таком случае есть ли какая-нибудь община из числа пророческих общин более почитаемая в Твоих „глазах“, чем мой народ, ибо Ты скрыл мою общину [под] облаками, ниспослал ей манну и перепелов и разверз для нее море?». На что Аллах ответил: «О Муса! Разве ты не знаешь, что положение общины Мухаммада по сравнению с другими общинами подобно положению Мухаммада по сравнению с остальными творениями?». «О Господь, я хотел бы увидеть их!» - возжелал Муса. «О Муса! Ты не увидишь их, - ответил Аллах, - ибо не [настало] время их появления, но ты [сможешь] лицезреть их в райских садах, в садах вечного блаженства, и ты увидишь их в Фирдаусе, рядом с Мухаммадом, наслаждающимися благодатью и благами этого места. О Муса, хотел бы ты услышать их голоса?». «Да, мой Господь!» - согласился Муса. И Аллах произнёс: «Тогда встань предо Мной, затянув свой пояс , как презренный раб перед величественным владыкой!». И Муса сделал так, как велел ему Всевышний. «О народ Мухаммада!» - воззвал Аллах - и все они ответили, будучи в спинах своих отцов и утробах своих матерей: «Я перед Тобой, о Аллах, перед Тобой, перед Тобой! Нет у тебя сотоварища! Я перед Тобой! Воистину, хвала, благословение, и царствие - всё [принадлежит] Тебе! Нет Тебе сотоварища!» («Лабба́ йк Аллаху́ ма, лабба́ йк, лабба́ йк! Ля шари́ ка ляка́ ! Лабба́ йк! И́ нналь ха́ мда уан-ни́ ‘мата ляка́ уа́ -ль мульк! Ля шари́ ка ляк!» ).

И Аллах [впоследствии] установил их ответ девизом хаджа. Затем наш Господь призвал: «О народ Мухаммада! Я решил, что Моя милость будет предшествовать Моему гневу, а Моё прощение будет предшествовать вашим мучениям. Я ответил на ваши молитвы прежде, чем вы помолитесь мне, и я даровал [ответы на ваши просьбы и желания] прежде, чем вы спросите [Меня о них]. И даже если ваши грехи в многочисленности своей будут подобны морской пене, я введу в Рай тех из вас, кто встретит Меня [после смерти] свидетельством „Нет божества, [заслуживающего поклонения], кроме Аллаха, и нет у Него сотоварищей. Мухаммад - Его раб и Посланник, правдивый в [своих] речах и верный в своих деяниях. Али ибн Абу Талиб - его брат, преемник и наместник Аллаха после него. А избранные и очищенные наследники Али - призывающие к Аллаху, Его великие знамения и решающие доводы“, [при условии, что вы] обязуетесь повиноваться Али так же, как должны повиноваться Мухаммаду»“».

Повелитель верующих продолжил: «Когда Аллах отправил нашего Пророка Мухаммада Посланником [в этот мир], Он сказал ему: „О Мухаммад! Ты находился на краю [горы] Тур , когда Мы провозгласили [вышеупомянутые свидетельства] твоей общине, [которые они должны произнести]. Так скажи, о Мухаммад: «[Вся] хвала [принадлежит лишь] Аллаху - Господу миров за то, что Он избрал меня [и мою общину и отметил её в предыдущих Писаниях]!». И [членам] твоей общины следует сказать: «[Вся] хвала [принадлежит лишь] Аллаху - Господу миров за то, что Он избрал нас и почтил [упоминанием в предыдущих Писаниях]!»“».

«Башарат аль-Мустафа», глава 7, хадис 17

Книга о необходимости воздавать хвалу Аллаху

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ‏قُلِ الحَمْدُ لِلَّهِ وَسَلامٌ على عبادِهِ الَّذينَ اصْطَفى‏ ﴾‏ النمل‏:‏59

{ Скажи: “Хвала Аллаху и мир тем Его рабам, которых Он избрал” } .

93: ‏ ﴿ ‏وقَقُلِ الحَمْدُ لِلَّهِ سَيُرِيكُمْ آياتِهِ ‏﴾‏ النمل

‏:

{ И скажи: “Хвала Аллаху! Он будет показывать вам Свои знамения…” }

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ ‏وَقُلِ الحَمْدُ لِلَّهِ الَّذي لَمْ يَتَّخِذْ وَلَداً‏ ﴾‏ الإِسراء‏:‏111

{ И скажи: “Хвала Аллаху, Который не брал Себе ребёнка…” }

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ ‏لَئِنْ شَكَرْتُمْ لأَزِيدَنَّكُمْ‏ ﴾‏ إبراهيم‏:‏7

{ Поистине, если будете вы благодарить, Я обязательно умножу (милости, оказываемые) вам… }

﴿ ‏فاذْكُرُونِي أذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لي وَلا تَكْفُرونِ‏ ﴾‏ البقرة‏:‏152

{ Так поминайте же Меня, и Я буду помнить о вас, благодарите Меня и не проявляйте неблагодарность по отношению ко Мне! }

Есть также много других айатов, в которых содержатся прямые веления воздавать хвалу Аллаху и благодарить Его, и говорится о достоинстве этого.

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه، عن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم أنه قال‏:‏ ‏«‏كُلُّ أمْر ذِي بالٍ لا يُبْدأُ فِيهِ بالحَمْدِ لِلَّهِ أقْطَعُ‏»‏ ‏

308 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любое важное дело, которое начинают, не воздав хвалу Аллаху, будет несовершенным ».

وفي رواية ‏» ‏كُل كَلامٍ لايُبْدأُ فِيهِ بالحَمْد لِلَّهِ فَهُوَ أجْذَمُ‏ «‏

«Любые речи, которые (люди) начинают вести, не воздав хвалу Аллаху, будут несовершенными».

وفي رواية‏:‏ ‏» ‏كُلُّ أمْرٍ ذِي بالٍ لا يُبْدأُ فِيهِ بِبِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ فَهوَ أقْطَعُ‏ «‏

В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любое важное дело, которое начинают, не произнеся слова “С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/”, будет несовершенным».

Улемы говорили, что начинать с хвалы Аллаху желательно каждому, кто начинает писать какой-либо труд, что-либо изучать, чему-либо учить, произносить речь, читать хутбу или начинать любое иное важное дело. Аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: «Я люблю, когда человек начинает хутбу и любое иное важное дело с хвалы Аллаху Всевышнему, Его прославления и призывания благословения на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

Знай, что воздавать хвалу Аллаху желательно перед началом любого важного дела, о чём уже говорилось выше. Воздать хвалу Аллаху желательно и тому, кто поест, попьёт или чихнёт, станет свататься, заключит брак или выйдет из отхожего места. Если захочет Аллах, всё это будет изложено в соответствующих главах, где мы приведём необходимые указания и коснёмся различных связанных с этим вопросов, а слова, которые желательно произносить после выхода из отхожего места, уже были приведены ранее. Кроме того, воздавать хвалу Аллаху желательно тем, кто приступает к написанию книги, учителям, начинающим вести уроки, и ученикам, начинающим читать, будь то чтение хадисов, трудов по фикху или чего-нибудь ещё. Воздавая хвалу Аллаху, лучше всего говорить: «Хвала Аллаху, Господу миров /Аль-хамду ли-Лляхи, Рабби-ль-‘алямин/».

Хвала Аллаху Всевышнему является одним из столпов пятничной проповеди (хутба) и многих других дел, которые без этого будут недействительны. Наименьшим из обязательного является произнесение слов «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», но лучше добавить к этому и другие слова хвалы. Более подробно об этом говорится в трудах по фикху, а необходимым условием является произнесение этих слов по-арабски.

Желательно завершать и начинать обращения с мольбами хвалой Аллаху, Господу миров. Аллах Всевышний сказал:

﴿ ‏وآخِرُ دَعْوَاهُمْ أنِ الحَمْدُ لِلَّه رَبّ العالَمِينَ‏ ﴾ ‏يونس‏:‏10

{ …а завершая свои обращения (к Аллаху), они (будут говорить): “Хвала Аллаху, Господу миров!” }

Что кас ается восхваления и прославления Аллаха перед обращением с мольбой, то в качестве указания на это в “Книге о мольбе за посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует” будет приведен соответствующий достоверный хадис.

Желательно, чтобы человек воздал хвалу Аллаху в случае оказания милости или избежания дурного независимо от того, кого это касается: его лично, его товарища или всех мусульман.

____________________________________________________________________

Этот хадис приводят имам Ахмад 4/415, ат-Тирмизи 1021, который сказал: «Хороший хадис», Ибн Хиббан 2948, Ну’айм ибн Хаммад в «Заваид аз-Зухд» 108. Хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Албани и Салим аль-Хиляли назвали хадис хорошим. См. «аль-Футухат ар-Раббаниййа» 3/296, «Сильсиля ас-сахиха» 1408, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2012, 3491, «Мишкат аль-масабих» 1736, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 795, «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/280-281.

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Клянусь предвечерним временем! Поистине, человек - в убытке, кроме тех, которые уверовали, и творили добрые дела, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение!

сура «Предвечернее время», аяты 1-3

Имам аш-Шафи‘и, да смилостивиться над ним Всевышний Аллах, сказал: «Если бы Аллах не ниспослал помимо этой суры иного довода для людей, то её бы было достаточно». Имам аль-Бухари, да смилостивиться над ним Всевышний Аллах, в главе «Познание предписано прежде речей и деяний» сказал: «Доказательством этого (изложенного в названии главы - Прим. пер.) является высказывание Всевышнего:

Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения своему греху.

сура «Мухаммад», аят 19

Аллах в нем упомянул знание прежде речей и деяний.

Знай, да смилостивиться над тобой Аллах, что каждый мусульманин и каждая мусульманка также обязаны познать и действовать в соответствии с ними следующие три вопроса.

1) Аллах создал нас, дал нам средства к существованию и не оставил нас, предоставив самим себе. Он отправил к нам посланника, и всякий, кто подчинится ему, войдёт в рай, а кто ослушается его, попадёт в Огонь. Доказательством этого является высказывание Всевышнего:

Мы послали к вам посланника, свидетельствующего против вас, как послали к Фараону посланника. Фараон же ослушался посланника, и схватили Мы его хваткой мучительной.

сура «Закутавшийся», аяты 15-16

2) Аллах недоволен, когда кто-либо приобщает к Нему равных в поклонении, даже если приобщаемый - приближённый ангел или посланный пророк. Доказательством этого является высказывание Всевышнего:

Мечети - для Аллаха, потому не взывай ни к кому наряду с Аллахом.

сура «Джинны», аят 18

3) Кто подчиняется посланнику и не приобщает равных к Аллаху, тот не должен с любовью относиться к тем, кто враждебен к Аллаху и Его посланнику, даже если это самый близкий родственник. Доказательством этого является высказывание Всевышнего:

Ты не найдёшь среди уверовавших в Аллаха и в Последний день людей, которые любят тех, кто противится Аллаху и Его посланнику, даже если они являются их отцами, или сыновьями, или их братьями, или их родом. Аллах написал в их сердцах веру и подкрепил их духом от Него. Он введёт их в сады, где внизу текут реки, и они там пребудут вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Это - партия Аллаха. Поистине, партия Аллаха - они счастливые!

сура «Препирательство», аят 22

Узнай, да укажет тебе Аллах путь к покорности пред Ним, что дорога общины Ибрахима, преданной Аллаху, состоит в поклонении Одному Ему и очищении пред Ним своей веры. Это повелел Аллах всем людям и ради этого сотворил их. Всевышний сказал:

И создал Я джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне(, не приобщая ко Мне равных - прим. автора).

сура «Рассеивающие», аят 56

Единобожие, таухид, является величайшим повелением Аллаха. Это - утверждение единственности Аллаха в поклонении. Величайшим же запретом Аллаха является многобожие, ширк, проявлением которого является обращение с мольбой к кому-либо, помимо Него. Доказательством этого является высказывание Всевышнего:

Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему ничего.

сура «Женщины», аят 36

Если же тебя спросят: «Какие три принципа обязан знать каждый человек?» - то скажи: «Это - познание рабом своего Господа, своей религии и своего пророка Мухаммада».

ПЕРВАЯ ОСНОВА

Если тебя спросят: «Кто твой Господь?» - то ответь: «Мой Господь - Аллах, который из Своей милости сотворил меня и все миры. Я поклоняюсь только Ему и никому иному. Доказательством этого является высказывание Всевышнего.

[Во имя Аллаха ]. Это означает: я начинаю во имя Аллаха. Из лексического анализа этого словосочетания становится ясно, что подразумеваются все прекрасные имена, присущие Всевышнему Господу.

Аллах – одно из этих имен, означающее "Бог, Которого обожествляют и Которому поклоняются, Единственный, Кто заслуживает поклонения в силу Своих божественных качеств – качеств совершенства и безупречности".

[Милостивого, Милосердного ]. Прекрасные имена Господа Милостивый и Милосердный свидетельствуют о великом милосердии Всевышнего, которое объемлет всякую вещь и всякую тварь. Милосердия Аллаха в полной мере будут удостоены Его богобоязненные рабы, которые следуют путем Божьих пророков и посланников. А все остальные творения получат лишь часть Божьей милости.

Следует знать, что все праведные мусульманские богословы единодушно говорили о необходимости веры в Аллаха и Его божественные качества. Господь – Милостивый и Милосердный, т.е. обладает милосердием, которое проявляется на рабах Божьих. Все блага и щедроты являются одним из многочисленных проявлений Его милости и сострадания. То же самое можно сказать и об остальных именах Аллаха. Он всеведущ, т.е. обладает знанием обо всем сущем. Он всемогущ, т.е. обладает могуществом и властен над всякой тварью.

[Хвала Аллаху ]. Это – слова восхваления Аллаха за совершенные качества и деяния, которые Он вершит либо по милости, либо по справедливости. Вся хвала принадлежит Ему, и Он достоин ее целиком и полностью. Он один господствует над всеми мирами. К этим мирам относится все сущее, кроме Самого Аллаха. Он сотворил Вселенную, обеспечил ее обитателей средствами к существованию и облагодетельствовал их великими щедротами, лишившись которых они не смогут просуществовать.

Все блага, которыми облагодетельствованы творения, являются дарами Всевышнего Господа.

[Господу миров ]. Господство Всевышнего Аллаха бывает двух видов: всеобщее и частное. Всеобщее господство выражается в том, что Он создает творения, ниспосылает им пропитание и указывает им верный путь, благодаря чему они могут благоустроить свою жизнь в этом мире. А частное господство проявляется в том, что Аллах воспитывает Своих возлюбленных рабов в духе набожности, помогает им обрести и усовершенствовать веру, защищает их от всего, что может сбить их с прямого пути и отдалить от Него. Сущность этого господства в том, что Аллах облегчает Своим рабам путь ко всякому добру и оберегает их от всякого зла. Возможно, именно поэтому пророки чаще всего в своих молитвах называли Аллаха своим Господом. Да и устремления этих людей были связаны исключительно с частным господством Всевышнего Аллаха.



В этом откровении Всевышний нарек себя Господом миров и тем самым подчеркнул, что Он один творит, управляет и одаряет благами. Он богат и не нуждается в своих творениях. Напротив, все творения нуждаются в Нем и всесторонне зависят от Него.

Милостивому, Милосердному,

4. Властителю дня Суда!

[Властителю дня Суда ]. Властелином называется Тот, Кто обладает царством и властью и в силу этого волен повелевать и запрещать, вознаграждать и наказывать, полновластно распоряжаться своими подчиненными. Кому же принадлежит подлинная власть, станет ясно в День воздаяния. Это – один из эпитетов Дня воскресения, когда люди получат воздаяние за свои благие и скверные деяния. Именно в тот день Божьи творения ясно увидят совершенство власти Аллаха, совершенство Его справедливости и мудрости. Они потеряют все, чем обладали ранее. Цари и подданные, рабы и свободные – все будут равны перед Господом, покорны Его величеству и смиренны перед Его могуществом. Они будут ожидать Его приговора, жаждать Его награды и страшиться Его возмездия. Вот почему Господь нарек себя Властелином Дня воздаяния, хотя Его власть и распространяется на все времена.

5. Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи:

Веди нас прямым путем,

[Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи ], т.е. мы по­клоняемся только Тебе Одному и только Тебя Одного молим о по­мощи. Согласно грамматике арабского языка, если местоимение стоит перед глаголом, то действие совершается только в отношении упомянутого лица и никого иного. Поэтому смысл этого аята таков: мы поклоняемся Тебе и не поклоняемся никому иному; мы взываем о помощи к Тебе и не взываем ни к кому иному. Поклонение упомя­нуто Всевышним до мольбы о помощи, потому что об общем, как правило, говорится до частного. Кроме того, в этом содержится ука­зание на то, что право Всевышнего Аллаха превыше права Его ра­бов.

Поклонение – это понятие, охватывающее все слова и деяния, со­вершаемые как душой, так и телом, которые Аллах любит и одобряет.

Мольба о помощи – это обращение к Всевышнему Аллаху с просьбой одарить добром и отвести зло, проникнутое верой в то, что это сбудется.

Именно поклонение Аллаху и мольба к Нему о помощи являются верным способом обретения вечного счастья и избавления от вся­кого зла. Помимо этого нет иного пути к спасению. Поэтому очень важно знать, что поклонение обретает свой подлинный смысл лишь тогда, когда совершается ради Аллаха и так, как этому учил Его по­сланник, да благословит его Аллах и приветствует. Без выполнения этих двух условий немыслимо любое поклонение.

Итак, Всевышний упомянул о мольбе о помощи после поклоне­ния, потому что она является одной из его форм. Кроме того, при совершении любого обряда раб Аллаха нуждается в Его помощи, а без нее он никогда не сможет исправно выполнять повеления своего Господа и избегать грехов;

[веди нас прямым путем ], т.е. укажи нам на прямой путь, на­правь на него и помоги следовать им. Этот ясный путь ведет к Ал­лаху и Раю. Это путь, состоящий в познании истины и руководстве ею в делах;

[веди нас прямым путем ], т.е. веди нас к прямому пути и веди нас по нему. Первое означает принятие Ислама и отказ от всех дру­гих вероисповеданий. Второе же состоит в изучении деталей рели­гии и претворении их в жизнь на практике. Эта молитва является одним из самых полезных, глубоких и многосторонних обращений к Господу. Поэтому Аллах обязал людей взывать к Нему этими сло­вами в каждом ракаате Намаза, ведь все мы так нуждаемся в этом;

7. путем тех, которых Ты обла­годетельствовал, не тех, что по­пали под гнев Твой, и не [путем] заблудших.

[путем тех, которых Ты облагодетельствовал ], т.е. путем про­роков, правдивых верующих, павших мучеников, праведников,

[не тех, что попали под гнев Твой ], потому что узрели истину, но отвернулись от нее, как это сделали иудеи и им подобные,

[и не [путем ] заблудших ], которые отвернулись от истины из-за своего невежества и заблуждения, подобно христианам.

Эта сура, несмотря на свою лаконичность, содержит в себе то, чего нет ни в одной другой коранической суре. В первую очередь, это – три концепции единобожия. Концепция веры в господство Од­ного лишь Аллаха сформулирована в словах Всевышнего [Господу миров ]. Концепция того, что только Аллах достоин любого покло­нения, выражается в Его имени [Аллах ] и в Его словах [Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи ]. Что же касается третьей концепции о том, что только Аллах обладает прекрасными именами и совершенными атрибутами, то она вытекает из слов [хвала Аллаху ], о чем уже говорилось ранее. Мы веруем во все имена и атрибуты нашего Господа, которыми Он Сам описал Себя в Коране и которыми Его описал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не лишая их истинного смысла и не упо­добляя их атрибутам Божьих творений.

В этой суре также содержится доказательство истинности проро­ческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Оно выражено в словах [веди нас прямым путем ], ибо это не­возможно, если нет пророка и Писания.

В словах [властителю дня Суда ] содержится указание на то, что люди непременно получат воздаяние за свои деяния. Это воздаяние будет справедливым, потому что арабское слово «дин» (Суд) подра­зумевает именно справедливое возмездие.

В этой суре выявляется ошибочность взглядов кадаритов и джаба­ритов и подчеркивается, что все сущее происходит по Предо­пределению Аллаха, но люди при этом обладают правом выбора. Более того, в ней опровергаются воззрения всех приверженцев ере­тических и заблудших течений, ибо высказывание Всевышнего [веди нас прямым путем ] требует от всех нас познать истину и ру­ководствоваться ею в делах, а всякий, кто придерживается ереси, религиозных новшеств и заблуждения, непременно отворачивается от прямого руководства Аллаха.

И, наконец, эта сура призывает людей к искреннему служению Всевышнему Аллаху и обращения к Нему за помощью. В этом состоит смысл слов [Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о по­мощи ].

Поистине, хвала Аллаху, Господу миров!

Кадариты (от арабск. Кадар – судьба, рок, предопределение) – считают, что человек совершает свои поступки без воли на то Всевышнего.

Джабариты (от арабск. джабарий – фаталист) – полагают, что человек, напротив, не имеет собственной воли. Истинный Ислам же утверждает, что всё происходит по воле Аллаха, однако человек имеет право на выбор.

СУРА "АЛЬ-БАКАРА"
("КОРОВА")

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

1. Алиф. Лам. Мим.

Мы уже говорили о толковании высказывания "Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного". Что же касается "разрозненных букв", которыми начинаются некоторые коранические суры, то лучше всего воздержаться от их толкования, поскольку все имеющиеся комментарии не опираются на священные тексты. Однако верующий должен твердо знать, что эти буквы ниспосланы не ради забавы, а ради великой мудрости, которая нам не открыта.



Новое на сайте

>

Самое популярное