Домой Запах изо рта Анализ стихотворения «Листопад» Бунина. Анализ стихотворения «Листопад» Бунина Бунин листопад о чем заставил задуматься

Анализ стихотворения «Листопад» Бунина. Анализ стихотворения «Листопад» Бунина Бунин листопад о чем заставил задуматься

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения И. А. Бунина "Листопад"

Осень - буйство красок и тишина

В стихотворении И. А. Бунина «Листопад», очень ярко и красочно описана картина осенней природы. Это стихотворение является ярким представителем пейзажной лирики, которая занимает значительное место в творчестве автора. Именно пейзажная лирика, помогает автору передать глубину его размышлений о смысле жизни и её быстротечности, а также о вечной любви и радости бытия. В этом стихотворении, пёстрыми красками золотой осени завуалирована осенняя грусть увядания и оскудения. Особенно отчетливо автор передает это состояние во второй части стиха, слегка приоткрыв вуаль.

Бунин в стихотворении «Листопад», очень искусно и красочно, с множественным использованием эпитетов и сравнений, передал картину золотой осени, которую он наблюдал «над светлою поляной». В описании природы осени использовано множество красок:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Картина чудесной осени завораживает автора, и он исподволь становится свидетелем таинства осенней сказки - здесь и «терем расписной», и «оконца» просветов неба в листве деревьев. А во второй части стиха картина осени предстает в образе тихой вдовы осени, входящей в свой лес-терем, окруженный тишиной:

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Но, после этих строк облик красочной осени наполняется грустным мотивом вечной тишины и покоя. Этот мотив усиливается использованием таких слов: «последний», «замирает», «мертвое молчанье», «тишина». Даже красочная, «светлая поляна», которая была в первой части стиха, с приходом тихой осени вдовы, становится «пустой поляной». А играющий последний мотылек - единственный одушевленный персонаж, во второй части стиха - «на паутине замирает».

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине

Стихотворение И. А. Бунина «Листопад», передает и красоту осенней природы, и глубокую полноту светлой грусти. Пусть это уже осень и очень скоро придет тишина и полная пора увядания, однако эта печаль светлая и яркая, как золотая осень.

Бунин всегда отличался своими лиричными, яркими описаниями природы. В ней, в простой и, в тоже время, необъятной, он видел саму суть всей нашей жизни. Если наблюдать за течением времени, за сменой времен года, за мягко падающим снегом или весенним дождем, то постепенно все жизненные неурядицы отходят на второй план, пасуя перед великолепием природы. И именно через природу, через пейзажи, можно передать любые, даже самые глубокие мысли.

Стихотворение «Листопад» является ярким представителем пейзажного творчества. Бунин написал его в 1900 году,

Открыв им свой одноименный сборник, который впоследствии принес ему Пушкинскую премию.

«Листопад» был написан в едином творческом порыве, слова исходят от самого сердца автора. Под впечатлением от яркой осени, которую он наблюдал, строфы идут друг за другом в ладном, стройном осеннем ритме. По своей структуре, стихотворение напоминает фольклорные напевы, тягучие, не имеющие строгой последовательности, но столь красивые и запоминающиеся.

Поразительное количество красочных метафор показывает читателю настроение автора: здесь и сравнение леса с расписными хоромами, и багряные листья, и синяя вышина

Чистого неба.

Поэт поражен тем, насколько прекрасна осень, пора увядания, время, что предшествует зиме. Казалось бы - жизнь замирает и готовится к долгому сну. И пусть на сердце легкая печаль и непонятная тревога, все же - как она прекрасна, осень. Бунин сравнивает ее с хозяйкой леса, с тихой, заботливой вдовой. Да, круговорот жизни неотрывно связан со смертью, листья увядают и опадают, трава жухнет, птицы улетают на юг, а звери готовятся к трудным временам.

Однако, осень дает начало для новой жизни. Опавшая листва укутывает землю, словно одеяло, согревает ее и служит пристанищем для многих животных. Осень позаботится о том, чтобы весной жизнь заиграла новыми красками. А сейчас - время для красок печальных, но не менее прекрасных. Янтарные отблески, светлая, «пустая» поляна, лиловым теремом стоят деревья.

Жизнь готовится ко сну, замирает. Вокруг лишь мертвый сон и молчанье, и редкие отзвуки уже ушедшего лета.

Бунин постепенно расширяет охват своего очарования: если сперва мы видели одну лишь поляну, и видели один лишь день, то к концу стихотворения перед нами предстает весь сентябрь в своем холодном, сыром великолепии, а сценой ему служит весь лес. Уже почти спящий, оголенный. Автор прощается с ним, казалось бы, жалеет об ушедших дня. Но, на самом деле, мы еще вернемся сюда, и увидим великолепие зимы.

Анализ стихотворения "Листопад" Бунина помогает лучше узнать и понять этого автора, одного из отечественных классиков. Бунин больше известен, как прозаик, автор лирических рассказов и романов, например, "Жизнь Арсеньева", за который он был удостоен Нобелевской премии. Но это был еще и замечательный поэт, создавший десятки превосходных поэтических текстов.

Об авторе

Прежде чем начать анализ стихотворения "Листопад" Бунина, расскажем о самом авторе.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже. Он происходил из семьи обедневших дворян. Рано пошел работать, начал карьеру в журналистике. Будущий поэт признается, что вырос на Пушкине, стихи которого постоянно звучали в доме.

В детстве у мальчика был гувернер - студент Московского университета Николай Ромашков. Именно он пристрастил его к чтению. Бунин получил полноценное домашнее образование, которое включало в себя, помимо основных предметов, латынь и рисование.

Сам Бунин признавался, что среди первых книг, которые он прочитал самостоятельно, были сборники британской поэзии и "Одиссея" Гомера.

Первые неудачи

В молодости начинающий поэт сильно переживал из-за того, что критики и читатели обращали на него немного внимания. Сложности были связаны с тем, что у него не было литературных агентов, которые могли бы организовать рецензии в прессе. Он самостоятельно отправлял произведения всем своим знакомым с просьбой писать отзывы.

Дебютный сборник его стихов, который вышел в Орле, остался практически никем не замеченным. В 1897 году была напечатана его вторая книга под названием "На край света и другие рассказы". На нее поступило около 20 отзывов от критиков. Все они были снисходительно-благодушными, но не более. К тому же в то время такое небольшое количество отзывов выглядело мизерным по сравнению с оценкой работ Горького или Леонида, которыми восторгались критики.

Сборник "Листопад"

Составляя анализ стихотворения Бунина "Листопад", нужно обязательно учитывать, что оно входило в состав сборника, который стал первым успехом писателя.

Сборник "Листопад" был издан в издательстве "Скорпион" в 1901 году. Ходасевич отмечал, что именно ей Бунин обязан своей популярности. Тогда же поэт обратился к Чехову с просьбой выдвинуть "Листопад" и вышедший несколькими годами ранее перевод "Песни о Гайавате" на Пушкинскую премию. Чехов согласился, но для начала проконсультировался с известным юристом Анатолием Кони. Чехов признавался, что сам уже неоднократно получал премии, но сам своих книг никогда не посылал. Поэтому просто не знал, как действовать, кому писать, куда отправлять произведения. Кони он просил помочь советом, подсказать, как действовать в такой ситуации.

В феврале 1903 году стало известно, что рецензентом Бунина по присуждению Пушкинской премии назначен известный отечественный поэт, прозаик и публицист Арсений Голенищев-Кутузов, потомок легендарного полководца. Вскоре отзыв на сборник появился и в "Литературных вечерах "Нового мира". В нем Платон Краснов отмечал, что стихи весьма однообразны, сравнив с Фетом и Тютчевым, отметил, что Бунину не удается писать о природе настолько увлекательно.

Отзыв Голенищева-Кутузова, наоборот, оказался восторженным. Он отметил, что Бунину свойственен уникальный, ни на что не похожий свой язык.

В октябре 1903 года в результате голосования Бунину была присуждена Пушкинская премия. В денежном выражении она равнялась 500 рублям. После этого к поэту стали относиться, как общепризнанному литератору, но коммерческого успеха его книгам она не добавила.

Корней Чуковский в своих воспоминаниях писал, что в издательстве "Скорпион" еще несколько лет лежали нераспечатанные коробки с "Листопадом". Посетители использовали их вместо мебели. В результате издательство пошло на снижение цены. Вместо одного рубля "Листопад" стали продавать по 60 копеек.

Анализ стихотворения "Листопад" Бунина

Стоит отметить, что это стихотворение было создано в ранний период творческого пути автора. Оно было написано в 1900 году, когда поэту исполнилось 30 лет. Впервые его напечатали в питерском журнале жизнь. Оно было сопровождено подзаголовком "Осенняя поэма". Интересно, что текст был конкретно посвящен Максиму Горькому.

Именно это произведение дано название сборнику, напечатанному в 1901 году, который в итоге был удостоен Пушкинской премии. Сам Бунин дорожил им до конца жизни.

При анализе стихотворения "Листопад" Бунина нужно отметить, что это так называемое произведение пейзажной лирики. Оно посвящено исключительно теме описания осенней природы. Автор наблюдает за неспешно меняющей картиной окружающей его природы, при этом начинает размышлять о человеческой судьбе и жизни, в стихотворении появляются философские мотивы.

Структура стихотворения

В анализ стихотворения Бунина "Листопад" по плану необходимо включить оценку рифмовки текста. Его отличает весьма своеобразное построение. Произведение поэта состоит из семи четверостиший и двух двустиший. Они имеют одинаковый и строгий размер - это четырехстопный ямб.

При этом строфы существенно отличаются одна от другой. Если первая, третья и пятая написаны с перекрестной рифмовкой, в них попеременно чередуются женская и мужская рифмы, то шестая, восьмая и девятая строфы имеют кольцевую рифмовку. По-своему написаны вторая, четвертая и седьмая строфы - у них смежные рифмы. Одна из главных особенностей этого стихотворения - его напевность, которая приближает текст к фольклору, народному творчеству.

На протяжении всего стихотворения Бунин пытается всеми силами раздвинуть границы пространства и времени. В самом начале он пишет только об одном дне, ограничивая действия исключительно одной поляной. Все это позволяет читателю насладиться последними мгновениями счастья от уходящего лета - последнего мотылька, пение улетающего дрозда, почувствовать последнее солнечное тепло.

Ближе к середине время расширяется до целого месяца - речь уже идет о целом месяце - сентябре, увеличивается и описываемое пространство. Это уже и лес, и все небо.

При анализе стихотворения "Листопад" Ивана Бунина нужно обязательно отметить, что к концу текста пространство и время принимают уже межпланетарные масштабы Вселенной.

Образ Осени

Важную роль в тексте играет образ Осени. Интересно, что это уникальное произведение, понятное и интересное как младшим школьникам, так и старшеклассника. Например, анализ стихотворения Бунина "Листопад" в 3 классе посвящен в основном тому, что описывает автор. Тому, как он относится к природе, окружающей его среде.

При этом анализ стихотворения "Листопад" Бунина в 11 классе уже более глубокий. Он включает в себя оценку образа Осени.

Осень в тексте включает в себя множество понятий. Это не только время года, но и самостоятельное существо. Своеобразная тихая вдова, владычица леса и всей увядающей природы.

Изображая Осень, поэт использует прием очеловечивания. Так он приоткрывает внутреннюю жизнь природы, наполненную своими печалями и радостями, болью, страданиями и открытиями.

Художественные приемы и средства

План анализа стихотворения "Листопад" И. Бунина включает в себя описание используемых автором художественных приемов. С их помощью поэту удается передать, как меняется настроение лирического героя, не отделяя при этом человека от природы.

Бунин в тексте приводит идею цикличности всех процессов, существующих в мироздании, а значит, вечной жизни всего сущего. В своем стихотворении он создает закольцованное повествование, проводит линию от прекрасной золотой осени через увядание и красоту к новой красоте. Теперь уже холодной и зимней.

Части стихотворения

Первая часть этот текста особенно запоминается образ осеннего леса. Бунин не жалеет ярких красок, описывая "лиловый терем", "янтарный отблеск листвы", "серебро паутины". Он как будто рисует на бумаге настоящую осеннюю сказку.

Затем бодрый ритм повествования сменяется грустным и упадническим настроением. Он связан с появлением образа Осени, которая приносит за собой мотив смерти.

Третья часть этого стихотворения передает картину умирания при помощи звуков, ярких красок, которые пропадают в небытие. Наступает зима, а осень отправляется дальше - на юг.

Использование тропов

Одно из главных отличий стихотворения "Листопад" - большое количество тропов. Бунин активно использует ассонанс, анафору, которые придают тексту мелодичность. А аллитерация звуков "с" и "ш" создает образ шуршащей листвы и гнетущей тишины.

В стихотворении много сравнений. Например, мотылек уподобляется белому лепестку, много метафор и олицетворений. В тексте большое количество эпитетов ("тихая вдова", "морозное серебро", "мертвое молчание").

В этом стихотворении Бунин сумел передать все величие и красоту окружающей нас природы.

Стихотворение «Листопад» было написано в ранний период творчества И. Бунина (1900 г.), но по мастерству оно не уступает более поздним произведениям автора. Впервые «Листопад» был опубликован в журнале «Жизнь», который выходил в Петербурге. Надо отметить, что первая публикация имела посвящение М. Горькому и подзаголовок «Осенняя поэма». Действительно, произведение можно отнести к жанру поэмы, так как в нем есть сюжет, система действующих персонажей, но при этом оно написано в стихотворной форме, имеет четко выраженное лирическое начало.

Тема стихотворения – приход осени и смена времен года. Автор показывает красоту природы, которая неподвластна времени и переменам погоды, утверждает идею цикличности и вечной жизни. И. Бунин показывает читателю течение времени, увядание и перерождение природы. Вначале он концентрирует внимание только на одном дне «сегодня», постепенно расширяя временные рамки до нескольких месяцев.

В «Листопаде» действует очеловеченный образ Осени, ее поэт представляет как вдову, возвращающуюся в свой «пестрый терем», которым является лес. Осень-вдова печальна, несмотря на необычайную красоту леса, ведь она знает, что буйство красок и звуков скоро закончится увяданием. Лес потихоньку мертвеет, а Осени становится жутко среди «другой тишины», тишины мертвой, она запирается в своем тереме, чтобы пережить дождь и мглу. Далее автор описывает уход Осени: она отправляется за птицами, уступая место зимней красоте.

Ключевую роль в стихотворении играют пейзажи. Как правило, они являются внесюжетными элементами, но в нашем случае это сюжетный фон, без которого невозможно понять идею произведения. Осенние пейзажи, сотканные из пестрых красок и мрачных тонов, создают целостную панораму золотой унылой поры. Они сменяют друг друга как кадры на кинопленке, и на каждом кадре лес стает перед нами в новом одеянии и настроении. Картины природы динамические: играет мотылек, перелетает дрозд, в небе мелькают скворцы, улетают гуси.

И. Бунин обращает внимание на малейшие детали, даже тоненькая паутинка и тихое шуршанье листьев не остаются незамеченными. А чтобы читатель тоже прочувствовал настроение леса и Осени, автор наполняет пейзажи звуками и цветами. Цветов и оттенков в «Листопаде» можно насчитать более десятка, но в целом вся гамма разделена на три части: яркие, пестрые цвета (лиловый, красный, золотой и др.), бледные и серый тона, белый цвет заснеженного леса. Также и со звуками: сначала отовсюду слышится пение птиц, приятный шорох листьев, который постепенно сменяется тишиной и волчьим воем.

Арсенал художественных средств в стихотворении «Листопад» очень разнообразный, но главными являются олицитворение (осень) и метафора леса-терема. Также важную роль для раскрытия идейного смысла играют эпитеты и сравнения. Композиция произведения достаточно сложная. Текст разбит на семь строф, которые сформированы по смыслу. Каждая строфа имеет от 14 до 14 строк. При этом рифмовка строгая: четверостишья с перекрестной рифмой чередуются с двустишьями с параллельной рифмой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Образы, художественный средства, особенности композиции и стихотворный размер – все это гармонично дополняет друг друга и служит для раскрытия темы и идеи произведения.

Стих «Листопад» Ивана Алексеевича Бунина написано в 1990 году, поэту тогда было тридцать лет. Его стихотворение было написано о матушке природе и ее богатстве.

Какая красивая природа бывает в осеннее время, никто из писателей не передавал столь тонкой трагедии. На лице Бунина написана боль и радость. Боль состоит в том, что осень прекрасная пора, когда все вокруг превращается в миллионы красок. Мир надевает на себя маску, под которой его находит зима. Здесь в этом момента проявляется боль, грань между двумя периодами создает смерть и возрождение чего-то нового. Лес описывается как дом, который полон теплоты и заботы. Листья и кроны деревьев могут означать окна и двери. В этот момент по лесу начинает ходить мороз, он окутывает весь мир в белое полотно. Осенний бор Бунина подобен на небылицу, загадочную, необыкновенную и удивительную.

В любой строчке стихотворения «Листопад» ощущается страсть стихотворца к родимой натуре, представление ее прелести и восторг ее величием. Бунин постоянно выделялся собственными лиричными, красочными отображениями естества. Если следить за ходом периода, за сменой времен года, то понемногу все житейские неурядицы отступают на следующий план, пасуя пред величием природы. «Листопад» был сочинен в монолитном креативном порыве, фразы отталкиваются от самого сердца создателя. Он любил гулять в тишине и наблюдать, как меняется жизнь.

Конечно, это его не единственное сочинение, которое произвело большое впечатление на многих людей. Если заглянуть в его все творчество, можно найти много интересного.

Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая -
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой -
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.
Теперь уж тишина другая:
Прислушайся - она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О, мертвый сон осенней ночи!
О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой…
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят, -
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…
Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар -
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.
1900

Анализ стихотворения Бунина Листопад 2 вариант

Стихотворение «Листопад» относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком «Осенняя поэма» было опубликовано в петербургском журнале «Жизнь». Произведение дало название поэтическому сборнику 1901 года, удостоенному в 1903 году Пушкинской премии. Сам поэт дорожил стихотворением до конца жизни.

«Листопад» — произведение пейзажной лирики, посвященное описанию осенней природы. Наблюдая за изменяющейся картиной природы, автор размышляет о течении человеческой жизни, внося в стихотворение философские мотивы.

«Листопад» отличает необычное, своеобразное построение: по рифмовке стихотворение состоит из семи четверостиший и двух двустиший, написанных четырехстопным ямбом. Первая, третья и пятая строфы произведения имеют перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифм. Шестая, восьмая и девятая строфы написаны кольцевой рифмой, а вторая, четвертая и седьмая строфы – смежными рифмами. Особенность стихотворения – его напевность и близость к фольклору.

На протяжении всего повествования Бунин расширяет его временные и пространственные границы. В начале поэмы время кратко — один день, «сегодня» , а действие ограничено поляной, что позволяет уловить последние мгновения счастья – заметить последнего мотылька, почувствовать прощальное солнечное тепло, услышать квохчущего дрозда. Постепенно время расширяется до месяца («Сентябрь, кружась по чащам бора…» ), а пространство охватывает целый лес и все небо. В конце поэмы время и пространство приобретают всепланетные масштабы.

Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо, «тихая вдова» , хозяйка леса. Художник через очеловеченный образ Осени приоткрывает мир внутренней жизни природы, наполненный радостью, страданием и болью.

Смену состояний природы поэт изображает при помощи различных художественных средств и приемов, одновременно, не отделяя природу от человека, удивительно тонко передавая смену настроения лирического героя. Проводя идею вечной жизни и цикличности всех процессов мироздания, Бунин создает в поэме кольцо, идя от красоты золотой осени через красоту увядания и страдания природы к новой красоте – зимней, холодной и прекрасной.

В первой части стихотворения Бунин создает великолепный образ осеннего леса , используя разнообразные краски и контрасты (лиловый терем, серебро паутины, янтарный отблеск листвы, светлая, солнечная поляна ). Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.

Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа «тихой вдовы» Осени и мотива смерти . Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.

В третьей части картина умирания природы передается с помощью звуков, карнавал ярких красок канул в небытие, а осень уходит все дальше на юг. Однако в заключительной части жизнь, принесенная зимними ветрами, снова сменяет смерть, а природа вновь обретает радость («Как будут рады соболя, и горностаи, и куницы» ).

Передача движения в произведении организована при помощи разнообразных выразительных средств: инверсии в первой строфе (кружатся листья, льет дождь ), антитезы, противопоставляющей беспорядочное (кружатся листья ) и направленное движение (гуси держат перелет ).

«Листопад» отличает обилие тропов . Бунин использует анафору, ассонанс «о» и «е», придающий мелодичность стихотворению, аллитерацию звуков «ш» и «с», создающую звуковые образы тишины и шуршания листвы.

Поэма насыщена сравнениями («мотылек … точно белый лепесток», «…ткани блестят, точно сеть из серебра»), метафорами (среди широкого двора, пестрый терем), олицетворениями («Осень…вступает в терем свой»), метафорами-олицетворениями («дымы встают столбами»), эпитетами (тихая вдова, мертвое молчание, морозное серебро).

Настоящий художник, Бунин в «Листопаде» сумел облечь в словесную форму и передать все многообразие окружающего мира, всю красоту и величие природы.

Анализ стихотворения Бунина Листопад 3 вариант

В стихотворении И. А. Бунина «Листопад», очень ярко и красочно описана картина осенней природы. Это стихотворение является ярким представителем пейзажной лирики, которая занимает значительное место в творчестве автора. Именно пейзажная лирика, помогает автору передать глубину его размышлений о смысле жизни и её быстротечности, а также о вечной любви и радости бытия. В этом стихотворении, пёстрыми красками золотой осени завуалирована осенняя грусть увядания и оскудения. Особенно отчетливо автор передает это состояние во второй части стиха, слегка приоткрыв вуаль.

Бунин в стихотворении «Листопад», очень искусно и красочно, с множественным использованием эпитетов и сравнений, передал картину золотой осени, которую он наблюдал «над светлою поляной». В описании природы осени использовано множество красок:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Картина чудесной осени завораживает автора, и он исподволь становится свидетелем таинства осенней сказки – здесь и «терем расписной», и «оконца» просветов неба в листве деревьев. А во второй части стиха картина осени предстает в образе тихой вдовы осени, входящей в свой лес-терем, окруженный тишиной:

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Но, после этих строк облик красочной осени наполняется грустным мотивом вечной тишины и покоя. Этот мотив усиливается использованием таких слов: «последний», «замирает», «мертвое молчанье», «тишина». Даже красочная, «светлая поляна», которая была в первой части стиха, с приходом тихой осени вдовы, становится «пустой поляной». А играющий последний мотылек — единственный одушевленный персонаж, во второй части стиха – «на паутине замирает».

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине

Стихотворение И. А. Бунина «Листопад», передает и красоту осенней природы, и глубокую полноту светлой грусти. Пусть это уже осень и очень скоро придет тишина и полная пора увядания, однако эта печаль светлая и яркая, как золотая осень.



Новое на сайте

>

Самое популярное