Домой Детская стоматология Анализ изучения книжного фонда библиотек. Тема: Анализ состава и использования библиотечного фонда

Анализ изучения книжного фонда библиотек. Тема: Анализ состава и использования библиотечного фонда


^ Изучение состояния и использования библиотечного фонда
В отчетном году продолжалась работа по изучению состояния и использования своих фондов с целью выявления малоиспользуемой, устаревшей литературы, засоряющей фонд. Хорошо в этом плане поработали Центральная и Новотульская сельская библиотека, которые очистили свои фонды от ветхой и устаревшей литературы. Кроме этого Центральная библиотека провели анализ своего фонда по искусству и спорту. Сравнительный анализ показал, что книг по искусству больше, чем по спорту, в то же время, если исходить из хронологических показателей, то книги по спорту более новые, т.к. они быстрее утрачивают свою актуальность и раньше списываются. В отделе по спорту не хватает изданий о современных спортивных достижениях, олимпийских играх, истории того или иного вида спорта. Хотя отдел по искусству более укомплектован, все же не хватает литературы об отдельных музеях, дизайне и дизайнерах и т.п.

В целом анализ литературы показал, что фонд не удовлетворяет потребностей читателей, литературы мало, а состав имеющихся книг требует докомплектования (особенно литературы по спорту). Хотелось бы отметить Липовскую библиотеку- провела анализ фонда по технике и сельскому хозяйству, Абашевскую библиотеку- исследовала свой фонд по естествознанию.

Ликвидировать пробелы в фонде позволяет постоянная работа с картотекой отказов, которая ведется во всех библиотеках и позволяет уточнять тематику комплектования, удовлетворять запросы читателей. Анализ отказов показал, что наибольшее число отказов приходится на учебную и художественную литературу. По-прежнему не хватает литературы по краеведению, о спорте, профессиях. Из художественной литературы- это К.Булычев, В.Астафьев, М.Веллер, А.Толстой.
^ Списание литературы


Всего:


В том числе:

Утрата

Ветхость

Дефект-

ность.


Устарелость

по содерж.


Непро-

фильность


Периодика

1

3173

315

817

-

401

-

1640

%

9,9%

25,7%

-

12,6%

-

51,6%

Обеспечить качественный состав фонда можно только в случае преобладания объема новых поступлений над объемом выбывших изданий. В нашем случае преобладает обратная тенденция: выбытие в связи с ветхостью и устарелостью преобладает на 399 экз.

Из фонда библиотек в этом году было списано 3173 экз., это составило 2,3% от общего фонда. В основном, списание проходило по ветхости- 25,7%, 12,6%-морально-устаревшая литература. Но данного количества списанной литературы недостаточно. В фондах остается много устаревшей, малоспрашиваемой литературы.
^ Сохранность книжных фондов
Важнейшей задачей остается и проблема сохранности книжного фонда. Одним из условий, обеспечивающим сохранность книжных фондов, являются плановые проверки фонда. В этом году плановые проверки прошли в ЦБ, Владимировской и Чувичинской сельских библиотеках. Во всех этих библиотеках недостача не превышает установленных норм (2% от ежегодной книговыдачи). По вопросам сохранности книжного фонда были сделаны выезды в Масленниковскую, Абашевскую и Владимировскую сельские библиотеки.

^ Работа с каталогами
В 2013 году Электронный каталог пополнился на 3447 записей. И составляет 19510 записей. ЭК на новые поступления ведется с 1996 года –составляет 15046 записей. Эк электронный ресурсов составляет 572 записи- пополнился на 6 записей. База ретроспективного характера-3892 записи- пополнился на 3892 записи. За отчетный год было отредактировано примерно 1000 записей.

^ Методическая и практическая помощь библиотекам

Одним из направлений деятельности сектора комплектования и обработки является оказание методической и практической деятельности библиотекам. Во-первых, это помощь начинающим библиотекарям. Для библиотекарей М-Лебяжской, Чагринской и Студенецкой библиотек была проведена школа начинающего библиотекаря, где проводилась учеба по ведению учетных форм документов, составлению актов на списание, ведению и оформлению каталогов. На семинаре «Планируем работу на год» была дана консультация по планированию работы с фондом, изучению фонда и его разделов, составлению отчетов. Во вторых, это выезды с практической помощью. Новокуровскую библиотеку посетили целью практической помощи в организации и расстановке фонда читального зала. Также были сделаны выезды в Чагринскую, Еланскую, Масленниковскую сельские библиотеки, где были оказаны практические и методические советы.

Анализируя проблемы библиотечных фондов и их формирования, хотелось бы надеяться, что даже при минимальном количестве литературы, которую получают наши библиотеки в настоящее время, они сохранились бы как очаги культурной и духовной деятельности.


    1. Информатизация и автоматизация библиотечных процессов

В 2013 году произошло увеличение количества ПК на 3 единицы за счёт средств «Областной целевой программы «Развитие информационно – телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области» на 2012-2015 годы».

Центральная библиотека использует в своей работе ноутбок, с его помощью проводятся слайд презентации, видео просмотры на массовых мероприятиях.

Центральная детская библиотека имеет электронную книгу, которую использует в своей работе, осуществляется открытый доступ к устройству.

Кол-во библиотек, имеющих ПК: 17, из них в центральной библиотеке 9,

в центральной детской библиотеке – 4, в Новотульской сельской библиотеке – 2, Прогресская сельская библиотека – 1, Новокуровская сельская библиотека-1.

3 библиотеки м.р. Хворостянский имеют копировально-множительную и оргтехнику:5 принтеров, 1 факс, 1ксерокс, 1 МФУ, 1 сканер – в центральной библиотеке, 1 МФУ – в центральной детской библиотеке, 1 принтер – в Новотульской сельской библиотеке.

4 компьютера в Центре общественного доступа центральной библиотеки находятся в локально – вычислительной сети, сервера нет.

В Хворостянской межпоселенческой центральной библиотеке автоматизированы следующие процессы: обработка новой литературы, аналитическая роспись СКС, электронного краеведческого каталога, подписка периодических изданий, с помощью программы АИБС МАРК 4.5.

14,4 % книжного фонда отражено в Электронном каталоге по инвентарным номерам.

Архивные копии хранятся на флэшнакопителях и дискетах.

Интернет

Интернет-провайдером в библиотеках м.р. Хворостянский является Мегафон, тип подключения к Интернет – оптоволокно, скорость интернет-канала: получение – 2.01 Мбит/с, передача – 2.07 Мбит/с.

5 библиотек района, имеют e-mail: центральная библиотека, детская библиотека, Новотульская сельская библиотека, Новокуровская сельская библиотека, Прогресская сельская библиотека.

Блокировка доступа к запрещённым сайтам при общении к ним с ПК библиотеки производится провайдером.

^ Автоматизированное обслуживание

К электронному каталогу открытого доступа нет.

5 библиотек м.р. Хворостянский: Межпоселенческая центральная библиотека, центральная детская библиотека, Новотульская сельская библиотека, Новокуровская сельская библиотека, Прогресская сельская библиотека предоставляют ПК пользователям библиотеки для самостоятельной работы, в т.ч. для самостоятельной работы в Интернет.

^ Виртуальная среда

Адрес: http://vk.com/id229084834

Из платных услуг, оказываемых библиотекой, наиболее востребованные: ксерокопирование, самостоятельная работа на компьютере, распечатка документов с флэш-накопителя пользователя.

Наиболее востребованные пользователями услуги с использованием компьютерного оборудования: сканирование документа, распечатка документа на принтере, копирование информации на флэшнакопитель, ксерокопирование, изготовление информационных буклетов, пригласительных билетов.

Перечень мероприятий из плана по информатизации библиотеки на 2014 год :

1.Создание интернет-сайта Хворостянской межпоселенческой центрадьной библиотеки.

2.Установка компьютерного оборудования в Масленниковскую сельскую библиотеку.

3.Модернизация автоматизированных рабочих мест пользователей в ОЦД.

4.Создание виртуальной справочной службы «Спроси библиотекаря».

Недостаточное финансирование библиотек - является сдерживающим фактором информатизации библиотеки.
5.3 Партнерские отношения
Культура партнерских отношений стала важной частью деятельности библиотек. Необходимость в более целостном рассмотрении потребностей населения района все больше свидетельствует о том, что библиотеки должны работать вместе с другими учреждениями и представителями местных органов власти, а также со своими партнерами по культурной деятельности. Библиотека сегодня может выступает как полезный партнер для других организаций в качестве общественного центра информации, центра культурной жизни, общения и досуга. А также, успешная работа библиотек во многом зависит от того, какие партнерские отношения у нее складываются с теми организациями, с которыми она сотрудничает.

Уже много лет центральная библиотека успешно сотрудничает на договорных началах с такими организациями, как Собрание представителей Хворостянского района, Отделом семьи, материнства и детства, Школы, государственного техникума им.Ю.Рябова, Домоммолодежных организаций, Центром социального обслуживания, выставочным центром « Радуга».Межпоселенческим культурно- досуговым центром с, Хворостянка. Сельские библиотеки работают в тесном контакте с Администрациями поселений, СДК, школами. Такие партнерские отношения позволяют формированию единого культурно-информационного пространства, созданию имиджа библиотеки, как сосредоточения информационных возможностей для организации и проведения совместных мероприятий.


    1. PR , рекламная, маркетинговая деятельность, библиотека и СМИ

В целях поддержания положительного имиджа библиотек, формирования надежной репутации среди населения района, осуществлялось информирование реальных и потенциальных читателей о деятельности библиотек. Приоритетными направлениями в маркетинговой стратегии в 2013 году являлись:

Развитие и продвижение качественных библиотечных услуг,

Разработка и и использование технологий по привлечению новых читателей
- создание условий по продвижению информационных ресурсов библиотеки в рамках Года окружающей среды.

В зоне обслуживания библиотек нашего района находятся следующие группы пользователей: учащиеся школ, студенты средне-специальных и высших учебных заведений, рабочие, пенсионеры и интеллигенция. В связи с этим, для создания и развития полноценной информационной структуры и удовлетворения запросов всех категорий пользователей библиотеки стремились использовать все формы и методы работы библиотек, раскрывающие фонды библиотек, рассказать о предоставляемых услугах. Удачно проведенная реклама способствует привлечению читателей в библиотеку и повышению ее престижа. К успехам прошедшего года относится и активизация рекламной деятельности библиотек, способствующей формированию их положительного имиджа среди населения и партнерских организаций. Требуют продвижения не только книги, но и все многообразие услуг, новых технологий, культурно – просветительской деятельности. Особенно это касается компьютерных услуг, Интернет технологий, информационного обслуживания. В сознании многих людей сложился стереотип библиотеки как вместилища только печатной продукции. Для того, чтобы сломить этот стереотип, библиотеки стремятся, чтобы реклама была яркой, запоминающейся, с разнообразными формами: малая печатная продукция – буклеты, листовки, закладки; вывешивание информации об услугах библиотеки, проводимых мероприятиях. В библиотеках стало традиционным проводить экскурсии, во время которых происходит знакомство с библиотекой, ее отделами. Взаимодействие библиотеки и средств массовой информации – действенный механизм привлечения читательского интереса к книге, создания позитивного образа библиотеки. Центральная библиотека может с гордостью говорить о многолетнем сотрудничестве с районной газетой « Чагринские зори», которая на своих страницах печатает репортажи о проводимых мероприятиях, статьи библиотекарей. В 2013 году на страницах газеты было напечатано 15 заметок о работе библиотек. Например » « Экология – новый тренд десятилетия», « Библиобус- это быстро и удобно», « Свободное время и культура досуга» и др. Следует сказать и о сотрудничестве с каналом местного телевидения «Спектр», который также частый гость многих мероприятий библиотеки. На телевидении были показаны репортажи с районного поэтического конкурса, Областных акциях « Библионочь», «Зов белых журавлей, обзоры поступлений новых книг.


    1. Организационно-методическая деятельность

^ Таблица методической деятельности специалистов м.р.Хворостянский


Показатель

Количество мероприятий

Количество участников

2013г.

2012г.

2013г.

2012г.

Количество семинаров для

библиотекарей района


Всего

5

5

115

115

В том числе для специалистов ЦБ

5

5

50

50

Количество стажировок, практикумов


Всего

4

2

12

6

В том числе для специалистов без библиотечного образования

2

1

6

3

Количество выездов специалистов ЦБ в библиотеки района

Всего

16

6

20

9

В том числе в библиотеки в составе КДУ

0

0

0

0

Количество методических консультаций

Индивидуальных

16

13

16

13

Групповых


8

8

32

24

Количество изданных методических материалов

20

9

Организационная методическая деятельность муниципальных библиотек района в 2013 году осуществлялось по следующим направлениям:

Аналитическое, направленное на анализ состояния и развития как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом и принятия на этой основе методических решений для совершенствования работы библиотек;

Консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помощи библиотекарям;

Инновационная деятельность, включающая поиск и оценку существующих новшеств и их адаптацию к условиям деятельности конкретной библиотеки;

Издательская деятельность.

Одна из форм методической деятельности - аналитическая. Цель анализа - показать главное, новое, передовое в работе библиотек района, вскрыть причины недостатков, указать пути их ликвидации. Сектор инновационно-методической работы в течение года проводил количественный и качественный анализ статистических данных сельских библиотек, характеризующих многостороннюю деятельность библиотеки. Ежеквартально составлялись статистические сводки о деятельности библиотек. Результаты аналитической деятельности доводились до библиотек устно (на совещаниях, семинарах, групповыхконсультациях).
Анализ деятельности библиотек позволил определить динамику развития библиотек района, выявить имеющиеся достижения, вскрыть причины недостатков, наметить конкретные меры для их устранения.

В связи с получением библиотекой в начале года статуса юридического

Лица, в течение января сектором инновационно-методической

работы был подготовлены документы, регламентирующие

деятельность библиотек в новых условиях: Положение о библиотеке,

Положения об отделах МЦБ и ЦДБ, Правила пользования библиотекой,

должностные обязанности каждого сотрудника В библиотеки всё активнее внедряются инновационные

процессы. Одним из основных способов эффективной и инновационной деятельности библиотек является проектная деятельность. Реализация проектов способствует совершенствованию определённых сфер и направлений библиотечной деятельности, консолидации с партнёрскими организациями и, в конечном итоге, повышению престижа библиотеки в обществе. В рамках Года охраны окружающей среды в феврале 2013 года сектором ииновационно- методической работы был объявлен районный конкурс проектов «Живи, Земля!». Цель конкурса - организация целенаправленной работы библиотек по экологическому просвещению населения. Каждая библиотека составила свой проект, проводились мероприятия с различными категориями населения, работа по проектам широко освещалась в средствах массовой информации. Итоги районного конкурса проектов будут подведены на итоговом совещании в феврале 2014г.

С целью заявить о себе, успешно осваивается такая форма работы как акция. Из года в год всё активнее библиотеки района включаются в проведение международных, областных и районных акций. В течение апреля-июня в библиотеках проведены акции: «Библионочь»(МЦБ, Масленниковская с/б), «Библиосумерки» (ЦДБ, Абашевская, Владимировская, Новотульская, Новокуровская, Еланская, Прогресская с/б). 7мая в библиотеках прошла Международная акция «Читаем детям о войне», в которой приняли участие 1011 детей и подростков. 16 мая к Международному дню чтения в центральной детской библиотеке прошла акция «Розовый жираф». Дети услышали историю книги «Любопытный Джордж» и ее авторов. Затем прошло обсуждение прочитанного. В октябре 6 библиотек района, более 300 человек учащейся молодёжи приняли участие в областной патриотической акции «День белых журавлей». В сельских библиотеках в рамках Года охраны окружающей среды проводились экологические акции «Сохраним природу родного села» (Новокуровская, Чагринская, Еланская сельские библиотеки), «Сбережём воду, сбережём землю!»: акция по очистке берега реки Чагры (Новотульская, Владимировская сельские библиотеки. В акциях по охране природы родного края приняли участие более 100 человек. Проведение подобных мероприятий способствовало увеличению числа пользователей библиотек и повышению престижа библиотек в обществе.

В последние годы все большее внимание уделяется проблемам публичного пространства библиотек, их нового существования в социуме. Современные библиотеки стремятся стать привлекательными для более широкой и разнообразной аудитории, активно включаются в социокультурные процессы, став частью большого общественного пространства. Сектором инновационно-методической работы для библиотечных специалистов района было подготовлено сообщение об интеграции библиотек в пространство села, проявляющееся в разных аспектах. Предложено проводить мероприятия для детей вне стен библиотеки. Для чего мы «выходим» из библиотеки? Освоение новых площадок, проведение мероприятий вне стен библиотеки - все это делается с целью привлечения новых читателей, привлечения внимания общественности к проблемам чтения, поднятия престижа чтения. Это надо и библиотекам (чтобы их увидели), и читателям (возможность проявить себя).

Центральная детская библиотека в детском саду «Колосок» с.Хворостянка в июле-августе организовала работу библиотечной площадки «Литературная песочница». Дети участвовали в веселых конкурсах и играх, каждый участник имел возможность познакомиться с понравившимися книгами и журналами с выставки, а желающие смогли их взять домой для семейного чтения. Привлечено к чтению 15 детей.

Романовская сельская библиотека на детской площадке организовала «Летний читальный зал для детей», где можно было не только покататься на качелях, но и почитать книги, полистать журналы, принять участие в литературных викторинах.

Новотульская сельская библиотека в летний период работала по программе «Живая книга». Мероприятия с детьми в рамках программы проводились на природе: во время походов на речку, на детской площадке. Тематика мероприятий была самая разнообразная: это и конкурс загадок «Зелёный наряд планеты», и викторина «Угадай сказочного героя», и громкое чтение с последующим обсуждением литературных произведений. По итогам деятельности библиотек в этом направлении выпущен буклет «Радуга библиотечного мастерства: опыт работы библиотек м.р.Хворостянский».

Эффективной формой повышения квалификации, по-прежнему, остаются семинарские занятия. В апреле прошло семинарское занятие «Современные тенденции в обслуживании пользователей библиотек». Библиотекарям был дан комплекс знаний по организации публичного пространства библиотеки, по инновационным формам обслуживания пользователей библиотек.

В настоящее время остро стоит вопрос защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Для библиотекарей района состоялся семинар-практикум «Острые вопросы реализации Федерального закона РФ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», на котором рассматривались вопросы маркировки фонда детской литературы.

«Рекламная деятельность библиотек – шаг на пути к Открытой библиотеке» - так назывался семинар, в ходе которого обсуждались вопросы организации рекламной деятельности библиотек. Библиотекари обменивались опытом проведения массовых мероприятий, проходящих на открытых площадках, в детских садах и школах. Им была представлена видеопрезентация опыта работы библиотек Ульяновской, Пензенской и Оренбургской областей, подготовленная директором МБУ «МЦБ» по результатам Летней школы директоров. Кроме этого, составной часть семинарских занятий стала рубрика «Имя в литературе», которая знакомила с современным литературным процессом в России. В 2013 году библиотекари познакомились с творчеством П.Санаева, Д.Рубиной, В.Токаревой, Г.Щербаковой. Семинар библиотечных специалистов по планированию работы библиотек на 2014 год прошёл насыщенно и интересно. На повестке дня стояли вопросы: приоритеты планирования 2014 года, знаменательные и памятные даты 2014, календарь краеведческих дат, планирование работы с детьми и молодёжью, работа с социально незащищёнными группами. Были даны рекомендации по оформлению и структуре плана, его основному содержанию и разделам.

Чрезвычайно полезными оказались семинары, организованные специалистами областных библиотек. 5 июня2013 . на базе межпоселенческой центральной библиотеки прошёл зональный семинар-практикум «Залы электронных ресурсов – технологии и формы деятельности», организованный сотрудниками Самарской областной детской библиотеки для библиотекарей Хворостянского, Приволжского и Пестравского районов. Библиотечный специалисты познакомились с технологией деятельности Залов электронных ресурсов, получили опыт создания буктрейлеров. Репортаж о семинаре был показан в одной из передач ТРК «Спектр». В октябре специалисты СОЮБ провели областную творческую лаборатория им. Н.В.Мясниковой на тему «Современные модели массовой работы в детской библиотеке». Библиотекарям был дан мастер-класс по созданию Музея проживания одного произведения, а также большой спектр информации о новых формах и методах массовой работы в библиотеке. Кроме традиционных семинаров в течение года практиковалось проведение практикумов. Для начинающих библиотекарей проведёны практикумы по статистическому учёту библиотечной работы, по методике проведения массовых мероприятий. Для библиотекарей, имеющих компьютер с выходом в Интернет, был организован практикум о работе с порталом библиотек Самарской области и практикум по рекламе своей библиотеки В Контакте и Одноклассниках. В связи с освоением библиотекарями новых информационных технологий, активное проведение практикумов будет продолжено и в 2014 году. Методическая роль проявлялась и в оказании консультативной помощи. В течение отчетного года методические консультации были оказаны сотрудникам центральной библиотеки: по использованию текстового редактора Word, расчету бюджета рабочего времени, организации библиотечного пространства. Библиотекарям сельских библиотек в рамках областного еженедельного мониторинга муниципальных библиотек Самарской области (октябрь-декабрь 2013г.) по использованию электронной почты, по вопросам выполнения мониторинговых заданий. Значительная методическая помощь была оказана Новотульской сельской библиотеке для участия областном конкурсе на получение денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры Самарской области.

Всего – 16 индивидуальных методических консультаций .

Групповые методические консультации, проводились по заранее намеченному плану, по темам, интересовавшим всех библиотекарей. Групповые консультации приурочивались к проведению совещаний, семинаров. Они проводились в тех случаях, когда было необходимо срочно дать библиотекарям разъяснения по тому или иному вопросу. Тематика их разнообразна: социокультурная деятельность библиотеки, адаптация новых сотрудников, планирование и отчетность, организация и проведение акций, организация публичного пространства библиотеки и т.д. Всего – 8 групповых методических консультаций .

Издательская деятельность – ещё одно направление работы сектора инновационно-методической работы. Для библиотечных специалистов в соответствии с тематикой семинарских занятий подготовлены методические рекомендации: «Организация клубов и кружков в библиотеке», «Как подготовить и провести «Премьеру книги», «Работа с периодическими изданиями в библиотеке», «Золотой возраст»: информационные материалы, посвящённые Дню пожилого человека. Издан ряд буклетов: «Радуга библиотечного мастерства»(опыт работы библиотек м.р.Хворостянский»), «Современные тенденции в обслуживании пользователей библиотек», «Свет православия», «Живая книга»(опыт работы Белгородской областной научной библиотеки), «Фирменный стиль библиотеки». Для библиотекарей, пользователей Интернет, подготовлены буклеты «Надёжный помощник – социальная сеть», «Интернет в помощь библиотекарю: лучшие библиотечные блоги». Всего подготовлено 20 изданий. Каждая библиотека в конце года получила пакет издательской продукции для дальнейшей работы по совершенствованию обслуживания пользователей своих библиотек.

Эффективность методической деятельности во многом зависит от полноты информации о структурных подразделениях библиотечной сети. Эта информация содержится в документах различного характера: учетных, планово-отчетных, информационных и т.д. Но значение посещений библиотек и оказание методической помощи на местах продолжает играть огромное значения. В связи с отсутствием собственного транспорта выезды в сельские библиотеки являются большой проблемой.. За прошедший год сделано 9 выездов в библиотеки района. Оказывалась методическая помощь в организации библиотечного пространства, в ведении статистического учёта библиотеки, в редактировании книжных фондов и каталогов.

Подводя итоги организационно-методической деятельности следует отметить, что 2013 год был удачным в плане конструктивного развития, инновационно–методическая работа не утратила своей значимости и актуальности, способствует реализации социального предназначения библиотек.

Главная проблема заключается в том, что не всегда интересные инновационные подходы к организации библиотечного обслуживания, озвученные в методических рекомендациях, консультациях специалистов находят благоприятную почву для дальнейшего развития непосредственно в библиотеках. Инертность, отсутствие творческого потенциала, нежелание получать и воспринимать новую профессиональную информацию являются серьезным препятствием для развития библиотек.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие "электронный документ" в рамках библиотечного дела. Классификация электронных документов, их место в сфере библиотечного фонда. Цели и задачи создания фонда на электронных носителях. Критерии отбора электронных документов в фонд библиотеки.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2012

    Понятие сохранности и защиты библиотечного фонда. Группы факторов, влияющий на физическое состояние документа. Санитарно-гигиенический, температурно-влажностный и световой режимы хранения библиотечного фонда. Стабилизация и реставрация документов.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2013

    Основные понятия и определения дизайна. Главные средства дизайна библиотеки. Оборудование и оснащение библиотек. Дизайн функциональных зон библиотеки. Характеристика библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2010

    Безопасность фонда в технологических процессах его формирования. Принцип обязательного документационного оформления и сопровождения каждого технологического процесса. Ресурсы библиотеки, открытые свободному доступу. Проблемы обеспечения авторского права.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2014

    Изучение основных принципов комплектования библиотечного фонда - наиболее общих требований к отбору печатных изданий в фонд библиотеки. Особенности его видов: текущее, ретроспективное, рекомплектование. Дифференцированный учёт документов. Формы учёта.

    контрольная работа , добавлен 08.05.2010

    Процессы управления, управления формированием, сохранностью, использованием библиотечного фонда. Управление библиотечно-информационными электронными ресурсами библиотек. Система финансирования библиотек, библиотечного фонда в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: характер, содержание, организационно-правовые формы, штатное расписание, структура. Документный фонд библиотеки: специфика, нормативы комплектования и рекомплектования, обеспечение сохранности.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

Изучение фонда - определение его величины, содержание, ознакомление с отдельными входящими в его состав произведениями печати и степенью их использования читателями. Изучение библиотечного фонда должно носить плановый характер, включаться в перспективный и текущий план работы. Специальные методы изучения фонда: количественные, библиографические и социологические .

Количественные методы : представление о величине фонда, составе, его использовании, дает статистический анализ данных. Статистические данные позволяют исследовать величину фонда, распределение книг по отраслям знаний, книгообеспеченность, книговыдачу, читаемость, обращаемость и др. изучение использования книжного фонда по книжным формулярам или срокам возврата дает возможность установить обращаемость каждой конкретной книги.

Библиографические методы . В ходе просмотра разделов систематического каталога получают данные о наполнении фонда по отраслям знаний, годам издания, авторам. Из этого можно сделать выводы о соответствии фонда профилю библиотеки.

Используют издания книжной палаты. Научно-вспомогательные и рекомендательные указатели. Для выявления недостающей литературы ведется учет отказов выдачи книг читателям, а также запросов учет структурных подразделений вуза и читателей о приобретении необходимых изданий.

Отсутствие периодических изданий (всего названия или отдельных годов комплектов, отдельных номеров) выявляют, сверяя каталог периодических изданий с библиографическими указателями журналов и газет.

Также выявляют проблемы и в фонде продолжающихся изданий.

Социологические методы дают представление о фактическом использовании фонда, информационных потребностях читателей, их отношение к собранным в библиотеке изданиям. Последнее проявляется в читательских интересах и запросах.

Формирование библиотечного фонда требует от библиотекаря точного знания задач, стоящих в данное время перед библиотекой, а также постоянного изучения контингента пользователей, их потребностей, интересов, литературных вкусов, установок, стимулов, мотивов обращения к документам .

Залог успеха состоит в умении определить, предвосхитить будущие ин-формационные запросы пользователей.

Показателем надежности фонда является коэффициент удовлетворения запросов за анализируемый период (месяц, квартал, год), определяемый отношением числа удовлетворенных запросов к общему числу поступивших запросов. Надежность фонда проявляется в его полноте, готовности к эксплуатации, безотказности функционирования, долговечности, пригодности ремонту.

По степени достижения полноты фонда различают:

  • * исчерпывающую по разделу - приобретаются все выходящие доку-менты - 100%;
  • * максимально релевантную (или достаточную) по разделу - приобретаются документы, несущие две трети необходимой библиотеке профильной информации - 75%,
  • * ядерную - комплектуются самые значительные (для ядра фонда) документы, несущие не менее одной трети (30%) профильной информации по конкретному разделу,
  • * справочную (20%) - документы высшей степени обобщения информации (справочники, учебники.
  • * Избыточная полнота определяет невостребованную часть фонда;
  • * Недостаточная полнота определяет слабый тематико-типологический состав фонда.

Каждая степень полноты применима только к части фонда, но ни в коем случае ни ко всему фонду. Оптимальный фонд раздела не всегда имеет высокую степень полноты.

Например, для непрофильных тем характерны оптимально низшие степе-ни полноты комплектования.

Особая форма изучения читательского запроса - анализ неудовлетворенного запроса, представляющего собой количественное несоответствие уровня и структуры библиотечных фондов существующим информационным потребностям. Неудовлетворенная часть потребностей показывает степень необходимости расширения библиотечных фондов .

Опрос - это метод сбора первичной информации для изучения таких массовых явлений, как общественное читательское мнение о тех или иных книгах или периодических изданиях.

Разновидностью опроса является анкетирование. Оно применяется для сбора ориентированного материала, обработка которого позволяет установить некоторые статистические факты, выявить типичные явления (например, общественное мнение, интересы и т. п.). Так, с помощью анкет можно получить данные о содержании интересов разных читательских групп. Анкеты должны быть хорошо обдуманы, преследовать определенную узкую цель. Вопросы в анкете должны быть простыми, конкретными, четко сформулированными, не предопределять содержание ответов и не требовать больших затрат .

Экспресс-опрос. Это быстрый, оперативный опрос, который, как правило, осуществляется по месту работы, в стенах библиотеки. Главная его особенность - очень лаконичная анкета, включающая в себя не более 5 вопросов, на ответы которых понадобится 3-5 минут .

Параллельно с проведением анкетного опроса, рекомендуется использовать метод интервьюирования. Метод этот предполагает личное общение с респондентом. Он позволяет выявить реакцию респондента на те, или иные вопросы, особенности личности. В ходе интервью интервьюер задает заранее сформулированные вопросы и фиксирует сам получаемые ответы.

Интерес читателей наиболее целесообразно фиксировать с помощью специальной картотеки интересов. Библиотечная практика подтверждает ее действительность. Рубриками картотеки становятся темы, вопросы, жанры литературы, выявленные в качестве читательских интересов. По рубрикам картотеки можно судить о преобладании тех или иных интересов, рождения новых жанров в связи с изменениями в общественной жизни и соответственно с читательской ориентацией, о падении интереса к какой-то проблеме, вопросу, жанру.

Метод экспертных оценок определяет мнения специалистов об отдельных изданиях или группе книг определенной темы. Использование этого метода поможет библиотеке при отборе устаревших или непрофильных изданий. Приглашенные эксперты могут подсказать развитие потребностей в чтении, возможные изменения в мотивах чтения и читательских интересах .

Уточнить тематику комплектования фонда позволит анализ читательских формуляров. В читательском формуляре регистрируется выданная литература, и накапливаются сведения о содержании чтения. Хотя необходимо иметь в виду, что в формуляре не отражается неудовлетворенный спрос читателя. По записям нельзя установить, какую литературу читатель запрашивал, а какую брал по рекомендации библиотекаря, или с книжной выставки, удовлетворен ли его спрос, прочитаны ли взятые книги. Сведения из формуляра не отражают мотивов спроса, целей и результатов чтения, отношения к прочитанным книгам.

Чтобы преодолеть эту ограниченность, запись выданных книг рекомендуется сопровождать условными знаками, указывать причину спроса (например, подчеркнуть инвентарный номер книги, взятой читателем по рекомендации библиотекаря, или поставить «сиглу») .

Следовательно, анализ формуляров должен сопровождаться серьезным подготовительным периодом (определение категории пользователей, конкретной темы, система служебных отметок и т. д.), От этого завит качество анализа. В заключительной части аналитической справки важны предложения и конкретные действия библиотеки по улучшению качественного состава фонда, его рекламы.

В практике различают анализ удовлетворенных требований и анализ отказов на требуемую литературу. Они дополняют друг друга и направлены на выявление потребностей читателей в литературе: первый позволяет установить, какая литература пользуется наибольшим спросом у тех или иных читательских групп; второй - дополняет сведения о запросах читателей и, кроме того, показывает пробелы в комплектовании .

Анализ книжных формуляров - специальный библиотечный метод изучения обращаемости книг среди читателей. Сочетание анализа формуляров некоторых книг с анализом читательских отзывов о них помогает выяснить общественную ценность той или иной книги: высокая или низкая обращаемость книги среди определенной группы читателей получает объяснение в читательских оценках и общественном мнении о ней.

Изучать обращаемость каждого произведения практически невозможно, и библиотекари применяют выборочный анализ книжных формуляров. Подобрав формуляры всех экземпляров произведения, устанавливают по инвентарным номерам время приобретения книг. Зная время приобретения, количество экземпляров и общее число выдачи книги, определяют ее обращаемость за определенный промежуток времени (например, за год) .

Тематико-типологический анализ фонда определяет виды изданий, необходимые библиотеке, интенсивность использования и причины образования пассивной части фонда.

Данный способ изучения комбинирует в себе статистические и социологические методы. Результаты данного метода исследования более полные и эффективные.

Для изучения определяется конкретный раздел фонда в соответствии с таблицами ББК.

Изучение фонда необходимо планировать и вести эту работу последовательно с использованием различных методов. После окончания работы итоги анализа следует использовать для совершенствования первичного и вторичного отбора, для улучшения расстановки, хранения и рекламы фонда.

Координация комплектования библиотечных фондов - это взаимодействие библиотек в согласованном приобретении литературы.

Методика изучения состава и использования фонда.

Анализ состава фонда и его использования является одним из направлений НИР библиотеки и проводится в целях улучшения комплектования, выявления малоиспользуемой литературы и повышения целенаправленности библиотечного и справочно-информационного обслуживания в соответствии с задачами, решаемыми производственными и научными коллективами .

Изучение фонда следует проводить систематически, планово. Рекомендуется составлять перспективный план, предусматривающий поэтапное изучение отдельных частей фонда, начиная, как правило, с профильных для данной библиотеки разделов. Для изучения состава фонда необходимы наличие полноценного СПА, систематический учет запросов и выдачи различных видов НТД и документов. Для анализа и использования фонда применяются специальные методы: количественные, библиографические, социологические. Количественные методы дают объективные данные о составе, объеме, использовании фонда на основе статистического анализа, при котором применяются различные учетные документы: журнал учета, книга суммарного учета, книжные формуляры. Статистический анализ основывается на различных показателях, характеризующих фонд и его использование, абсолютных (объем фонда, количество книговыдач, число читателей) и относительных (читаемость, обращаемость и книгообеспеченность) показателях. В результате такого анализа можно сделать выводы о фонде в целом, его частях, выявить малоиспользуемую литературу. Данные статистического анализа носят предварительный характер. После его проведения необходим более трудоемкий анализ качественного состава фонда с помощью систематического каталога: выявление видового и хронологического составов фонда, средней экземплярности, количества названий по ой или иной теме. Анализ качественного состава фонда проводится с помощью библиографических методов , которые дают представление о его наполнении по отдельным отраслям знаний, позволяют выявить проблемы. Для этого проводится сверка фонда по систематическому каталогу с различными библиографическими указателями, с изданиями государственной библиографии. Кроме того, для выявления пробелов большое значение имеет анализ отказов. Библиографические методы применяются в основном с целью докомплектования фонда. Социологические методы помогают выявить особенности спроса, потребностей читателей и абонентов, их контингент. Различаются непосредственные методы изучения - анкетирование, интервьюирование, сбор отказов - и опосредованные методы - изучение с помощью различных материалов, фиксирующих запросы и потребности читателей, анализ читательских формуляров, талонов обратной связи, отказов и т. д. .

Кроме применения специальных методов изучения фондов, следует периодически проводить анализ его использования путем сплошного просмотра книжных формуляров всех изданий, находящихся в фонде, для установления обращаемости отдельных изданий, выявления малоиспользуемых документов и литературы, пользующейся повышенным спросом.

В ходе изучения выявляют документы, которые требуют усилить их пропаганду среди абонентов, увеличить или сократить их экземплярность, исключить из фонда, передать на другой уровень хранения. Чем меньше объем фонда, тем чаще он должен изучаться.

Отдел комплектования - составляет план изучения состава и использования фонда, рассчитанный на определенный срок, длительность которого зависит от величины фонда, количества библиотекарей и времени, которое они могут уделять этому процессу .

Технологически изучение фонда делится на этапы.

На подготовительном этапе определяют очередность, сроки, исполнителей. Составляют и утверждают календарный график выполнения операций, подготавливают учетно-отчетные материалы о составе, величине, движении фонда и его использовании, отказах абонентам, готовят бланки учетной документации, таблицы анализа фонда, подбирают соответствующие библиографические пособия, инструктируют и обеспечивают нужными материалами исполнителей.

На втором этапе приступают непосредственно к изучению намеченного раздела фонда - его состава, величины, характера использования.

Третий этап - обработка и анализ данных, полученных в ходе изучения. С ними на производственных совещаниях знакомят всех библиотекарей, которым эти сведения необходимы в их производственной деятельности. На этом этапе принимают решения по вторичному отбору в изученной части фонда.

Заключительный этап - проведение принятых решений в жизнь .

Очередность изучения подфондов (разделов фонда) определяется актуальностью тематики, подлежащей изучению, активностью спроса, состоянием сохранности, сменой сотрудников и тому подобными факторами. При этом может оказаться правомерным, что одни части фонда изучаются чаще, основательнее, разностороннее, чем другие.

Показатели: Показателем надежности фонда является коэффициент удовлетворения запросов за анализируемый период (месяц, квартал, год), определяемый отношением числа удовлетворенных запросов к общему числу поступивших запросов. Надежность фонда проявляется в его полноте, готовности к эксплуатации, безотказности функционирования, долговечности, пригодности ремонту .

Расчет экземплярности: число читателей умножить на средний срок пребывания учебника на руках и все это разделить на количество дней жизни документа.

Библиотечный фонд равен книговыдаче умноженной на количество читателей.

Обращаемость библиотечного фонда. Показатель определяется по формуле количество выданных читателям в течение года документов из библиотечного фонда, разделив на общий объем этого фонда. Обращаемость может быть общая (по всему фонду) или частная (по подфондам), она равна количество выдач делить на время пребывания в фонде документов. Чем выше обращаемость, тем лучше скомплектован фонд.

Читаемость определяют числом документов, выданных одному читателю за определенный отрезок времени. Показатель получают путем деления количества книговыдач на число читателей. Если этот показатель невелик, возможно, в библиотеке мало интересных и нужных читателям книг. Так же можно рассчитать формулу читательской емкости - время, затраченное на чтение всего фонда поделить на время, затраченное на чтение одного документа .

Разделив количество документов, которыми располагает библиотека, на количество читателей, получим показатель общей книгообеспеченности. Показатель говорит о достаточности (или наоборот) фонда для обслуживания читателей.

Обновляемость БФ показывает качественные изменения в структуре фонда, придает ему динамичность развития. Зная темп обновляемости БФ, можно вычислить период, в течение которого он обновится практически полностью.

Под показателем обновляемости фонда понимается средняя величина, рассчитанная путем деления объема поступлений за исследуемый период на объем фонда на конец исследуемого периода и умноженная на 100 процентов.

Макулатур-фактор - показатель, определяющий в процентах, сколько не нужных библиотеке документов (макулатуры) было приобретено в фонд за конкретный период. На основе читательского спроса он рассчитывается по формуле L=[(S - Sn)/S] - 100%, где S - количество документов, введенных в конкретный период в фонд; Sn - количество использованных из них читателями в течение этого периода .

Любой показатель позволяет библиотекарю контролировать качество фонда, находить причины отклонения от оптимальных данных и либо пополнять, либо очищать его. Все показатели взаимосвязаны - их сопоставление позволяет определить, в какой части фонда произошло рассогласование комплектования, какие процессы, тенденции в развитии фонда проявляются, какие из них прогрессивны, какие нет .

Постоянно применяются методы повседневного изучения библиотечного фонда: ознакомление с книгами при обработке новых поступлений, при расстановке документов на полки, при организации выставок, при проведении бесед и библиографических обзоров. Однако такого ежедневного наблюдения за фондом недостаточно для управления его формированием. Нужен целый комплекс специальных методов изучения фонда: статистический, библиографический, аналитический и социологический.

Под изучением фонда понимается научное познание состава, исполь­зования, динамики библиотечного фонда с целью повышения его соответ­ствия задачам библиотеки, информационным потребностям абонентов, а также эффективности использования.

Постоянно применяются методы повседневного изучения библиотеч­ного фонда: ознакомление с книгами при обработке новых поступлений, при расстановке документов на полки, при организации выставок, при про­ведении бесед и библиографических обзоров и т. д. Однако такого ежед­невного наблюдения за фондом явно недостаточно для управления его фор­мированием. Нужен целый комплекс специальных методов изучения фон­да: статистические, библиографические, социологические методы, мате­матическое моделирование, графические методы, корреляционный и фак­торный анализы и т.д.

Базисной, информационной основой для первого этапа изучения фон­да является статистика.

Для удобства проведения статистического изучения фонда целесооб­разно показателям присвоить соответствующие обозначения и дать фор­мулы для расчета отдельных показателей:

1. Ф - величина документного фонда;

2. Фн -объем новых поступлений (в абсолютных цифрах и процен­тах);

3. Фв - объем выбытия (в абсолютных цифрах и процентах);

4. В - книговыдача;

5. А - число читателей;

6. О - обращаемость;

7. К - книгообеспеченность;

8. Ч - читаемость;

9. К с - коэффициент соответствия;
10. Тр - темп роста.

Формулы для расчета отдельных показателей:


В ходе статистического изучения применяются различные приемы и методы: группировка, ранжирование, анализ по отклонениям показате­лей, динамический анализ.

Наиболее распространенным приемом анализа является сравнение, которое позволяет выявить отклонение показателей.

При динамическом анализе строится определенный динамический ряд. Выявляются устойчивые темпы изменения анализируемого показате­ля. Особое место в динамическом методе занимают темповые ряды. Изуче­ние объекта в динамике позволяет выявить тенденции его развития, основ­ные наметившиеся изменения.

Для анализа динамики книжного фонда, книговыдачи и числа читате­лей рассчитывается темп роста: а) фонда; б) книговыдачи; в) читателей. Образуется соответствующий динамический ряд.

Библиотечные фонды


Простая констатация количественного увеличения этих показателей еще ничего не дает для анализа. Важно выявить разницу в темпах роста.

При современном увеличении объема фондов и читательского спроса книговыдача может расти, а действительное использование фондов и сте­пень удовлетворения читательского спроса - оставаться на одном уровне и даже уменьшаться.

Темпом роста называется отношение уровней последующего и пред­шествующего периодов. Темпы роста, выраженные в виде простых отно­шений, называются коэффициентами роста. Коэффициент роста выражает общую степень роста показателя за определенный период.

В данной ситуации темпы роста читателей и книговыдачи не отстают от темпов роста книжного фонда: это может быть расценено лишь как положительное явление. Темпы роста читателей и книговыдачи находятся на одном уровне, следовательно, можно сделать вывод, что увеличение книговыдачи произошло в основном за счет увеличения числа читателей. Таким образом, о росте интенсивности использования книжного фонда в данном случае говорить не приходится. Могут сложиться и другие ситуа­ции и соответствующие им управленческие решения.

Прогнозируемое следствие Управленческие решения
Тр в <Т Ра >Т Рф Тр в =0,8; Тра=1.4;Тр ф =1,1. Такое соот­ношение темпов роста показателей свидетель­ствует, что нет интен­сификации использо­вания фонда, так как темпы роста книговыда­чи отстают от темпов роста читателей. Число читателей растет быст­рее, чем объем фонда и книговыдача. I вариант Сохранение таких тем­пов может привести к недостаточной книго-обеспеченности, росту неудовлетворенных за­просов, снижению читаемости, к дальней­шему падению интенси­фикации использования фонда библиотеки. Увеличение объема фонда за счет увеличения ежегодных поступлений в библиотеку, под­нятие темпов роста фонда. Зна­чительная активизация пропа­ганды литературы для увеличе­ния темпов роста книговыдачи. активизация внутрисистемного книгообмена (ВСО).
Тр в >Т Ра <Тр ф Тр в =1,3; Тра=1,2; Тр ф =2,1. Такое соот­ношение говорит об эффективном использо­вании фонда. Однако книжный фонд растет значительно быстрее. II вариант Сохранение таких тем­пов может привести к увеличению неисполь­зуемой части фонда, к снижению обращаемости фонда. Расширение сферы действия библиотеки, увеличение числа читателей, принятие мер по фор­мированию имиджа библиотеки, усиление работы по продвиже­нию книги путем проведения мероприятий вне стен библио­теки, совершенствование инфор-

Изучение состава и использования фонда...

Описание и объяснение данных Прогнозируемое следствие Управленческие решения
чем число читателей и книговыдача. В эгом варианте наибо­лее приемлемой явля­ется ситуация, когда темпы роста фонда не­значительно опережа­ют темпы роста чита­телей. Tp Б = l,l; Т Ра =1,08; Трф =1.1. Фонд исполь­зуется интенсивно. Такое соотношение ко­эффициентов оценивает­ся как положительное явление, объем фонда соответствует росту числа читателей. Сохранение таких тем­пов приведет к дальней­шей интенсивности использования фонда. мационной работы, активиза­ция ВСО. Своевременное осво­бождение фонда от устаревших изданий, улучшение качествен­ного состава фонда. Поддержа­ние данного соотношения тем­пов роста показателей. Резервы повышения эффективности использования фонда - совершенствование состава фонда и его пропаганды.
Трв=Т Ра <Тр ф Трб=1.1: Т Ра =1.1; Трф =1,2. Такое соотно­шение говорит о неэф­фективном использова­нии фонда, так как уве­личение книговыдачи произошло только за счет роста числа чита­телей. Темпы роста фон­да незначительно опере­жают темпы роста чита­телей - это явление положительное, так как позволяет обеспечить надежность фонда для читателей. III вариант Сохранение таких темпов может привести к даль­нейшему падению интен­сивности использова­ния фонда. Совершенствование пропаганды литературы, улучшение как ин­дивидуальной, так и массовой работы с читателями. Совер­шенствование форм и методов раскрытия библиотечного фон­да, улучшение информации о фонде библиотеки. Совершен­ствование качественного соста­ва фонда, активизация ВСО.
Тр В >Тр А <Тр ф Тр в =1,1; Тра=1,1: Трф = 1,1. Интенсифика­ция фонда отсутствует, так как увеличение вы­дачи, как и в 3-м вари­анте, произошло только за счет роста числа чи­тателей, что ограничи­вает диапазон предо­ставляемых изданий. IV вариант Данная ситуация может привести к дальнейшему падению эффективности использования фонда, в будущем может произой­ти снижение книгообес­печенности, надежность фонда может упасть. Количественное и качественное совершенствование фонда, акти­визация ВСО, совершенствование раскрытия фонда, увеличение числа читателей.

Библиотечные фонды


Следующим этапом анализа фонда является изучение его обновляе­мости, рассчитывается процент поступлений и выбытий из фонда, прово­дится сравнение с предыдущим периодом. Надежность фонда может быть обеспечена только в том случае, когда имеется стойкая тенденция к преоб­ладанию объема ввода изданий над объемом вывода. Сокращение новых поступлений, конечно, не может способствовать удовлетворению читате­льских потребностей. Это крайне нежелательное явление. В то же время искусственное сдерживание вывода из фонда изданий, переставших по­льзоваться спросом, приводит к увеличению пассивной части фонда, к па­дению эффективности использования фонда. По рекомендации ИФЛА фонд общедоступной библиотеки должен обновляться в течение 10 лет и в нем должны присутствовать 10% книг, изданных за последние 2 года, и 30-40% книг, изданных за последние 5 лет. Таким образом, желательно, чтобы в фонд ежегодно попадало не менее 5 % изданий текущего года.

Важное место в статистическом анализе занимает изучение в едином комплексе таких показателей, как книгобеспеченность, читаемость, об­ращаемость. Основанием для формирования данного комплекса послу­жило то, что между его элементами имеется тесная корреляционная связь, сущность которой выражается в том, что изменение одного состав­ляющего неизбежно ведет к изменению других. Поэтому показатели, со­ставляющие комплекс, нельзя анализировать отдельно, они характеризу­ют качество фонда только во взаимосвязи и взаимовлиянии. Так, напри­мер, высокая обращаемость фонда сама по себе еще не говорит о таком же высоком уровне обслуживания читателей.

В библиотечной практике нередко возникают ситуации, когда, оцени­вая показатели, необходимо определить, высокое или низкое значение они имеют. Такая необходимость возникает часто, ибо сравнение со сред­ними по стране или с лучшими по стране не всегда является правомерным, так как не сравнимыми оказываются факторы, влияющие на формирова-


Изучение состава и использования фонда.

ние фондов в различных регионах страны. Наиболее правильным в таких случаях будет выбор лучших показателей по региону и ориентация на их достижение. Такой подход является в определенных информационных си­туациях более реальным и показывает отстающим путь к уровню передо­вых в регионе, то есть достигается принцип выравнивания показателей.

Определение высоких и низких границ данных показателей по регио­ну или по филиалам конкретной ЦБС позволит сгруппировать библиотеки по значениям данных показателей и разработать стандартные управлен­ческие решения, направленные на поиск резервов повышения эффектив­ности использования фонда.

Группа значений показателей Оценка ситуации Управленческие решения
1) Обращаемость (О) - Высокая (В) Читаемость (Ч) - Высокая (В) Книгообеспечен­ность (К) - Высокая (В) Достаточно эффективное использование фонда. Совершенствование рекламы фонда, рост обращаемости дол­жен сочетаться с пропорцио­нальным ростом книгообеспе-ченности и читаемости, так как сверхактивная читаемость без роста книгообеспеченности при­ведет к быстрой изнашиваемо­сти фонда.
2) О - В Ч - Низкая (Н) К -Н Такое сочетание показа­телей не является опти­мальным, что не позволя­ет говорить об эффектив­ном использовании фонда. Повышение книгообеспеченно­сти и усиление пропаганды из­даний.
3)0 -В Ч - В К - Н Довольно интенсивное использование фонда. Необходимо увеличение объема фонда, чтобы предоставить чи­тателям более широкий круг из­даний, что в свою очередь при­ведет и к дальнейшему повыше­нию читаемости.
4) 0 - Н Ч - Н К - В Состав фонда не соответ­ствует потребностям чи­тателей, реклама фонда не ведется на должном уровне. Изучение состава и использова­ния фонда, освобождение его от устаревшей, непрофильной литературы, пополнение фонда новыми изданиями. Усиление пропаганды фонда.
5) О - Н Ч - В К - В Фонд перенасыщен изда­ниями, имеет значитель­ную хронологическую глубину. Изучение фонда. Если высокая книгообеспеченность объясня­ется наличием в фонде значи­тельной ценной части фонда, то снижать книгообеспеченность нецелесообразно. В противном случае при отсутствии резерва

66 _______________________________________________ Библиотечные фонды

Качественную сторону состава и использования фонда позволяет представить изучение отраслевой структуры фонда и книговыдачи (в %).

Рассчитываются коэффициенты соответствия по отраслевым отделам и составляется таблица.

Активно используемыми отделами считаются отделы, К с которых ко­леблется от 0,8 до 1,3, пассивно используемыми - при К с ниже 0,8, сверхактивными - К которых выше 1,3. Даются рекомендации для совер­шенствования комплектования.

Особо изучаются пассивно используемые отделы. Выявляются при­чины образования пассивной части фонда. Пассивно используемые отде­лы требуют детального изучения использования книг непосредственно у полки по книжным формулярам, где регистрируется каждая выдача изда­ния. Составляется следующая таблица.

Распределение единиц хранения по числу их выдач позволяет диффе­ренцировать фонд отдела на активную его часть (книги выдавались 6-


Изучение состава и использования фонда...

10 раз), сверхактивную (свыше 10 раз), малоиспользуемую (3-5 раз) и пассивную часть (0-2 раза). Целесообразно не ограничиваться простым подсчетом выдач, а установить обращаемость каждого отдельного доку­мента, разделив число выдач документа на срок его нахождения в фонде (в годах). В качестве экспертов для изучения пассивной части отраслево­го фонда привлекаются все сотрудники библиотеки и читатели-специалис­ты в этой области знания. Результаты коллективной экспертизы заносят­ся в таблицу и принимаются управленческие решения по ликвидации при­чин образования пассивной части фонда.

Стандартизированные управленческие решения по ликвидации при­чин образования пассивной части фонда представлены в таблице.

Управленческие решения
Незаслуженно забытые Недостаточная пропаганда изданий, плохо поставленная информационная работа о но­вых поступлениях, слабая организация ИРИ, недоста­точное знание фонда, теку­честь кадров, невысокий профессиональный уровень работников. Усиленная пропаганда выявлен­ных незаслуженно забытых из­даний (на выставках, обзорах, индивидуальных беседах и т. д.). Организация изучения фонда библиотекарями, постоянные библиографические обзоры для сотрудников библиотеки.
Устаревшие по содержанию Несвоевременное выявление и изъятие этой литературы из фонда, нерегулярность прове­дения списания этих изданий, плохо организованное изуче­ние фонда. Регулярное изучение фонда, оценка его специалистами-отрас­левиками, своевременность изъятия изданий.

Библиотечные фонды


Перечень причин образования пассивной части фонда Обстоятельства, вызыва­ющие образование пассив­ной части фонда Управленческие решения
Непрофильные Плохое знание профиля фонда, состава читателей и их потреб­ностей, ошибочная засылка незаказанных изданий. Изучение профиля фонда, по­требностей читателей, возврат незаказанных изданий.
Ветхие Повышенный спрос на издание, плохой переплет, небрежное обращение с книгами. Срочный переплет, реставрация изданий. Если издание не прини­мается в переплет, то списывает­ся. Организация комплекса ме­роприятий по пропаганде береж­ного отношения к книге. До­укомплектование.
Дублетные Недостатки текущего комплек­тования, неправильное опре­деление экземплярности при предварительном заказе. Усилить пропаганду этих изда­ний. При значительной дублет­ности - передача части изданий в другие библиотеки. Научно обоснованное определение эк­земплярности в предваритель­ном заказе.
Узкого спроса Незначительное число чита­телей данного издания, недо­статки предварительного заказа. Передача изданий на другой уровень хранения.

Библиотека может провести изучение тех книг, которые не нашли сво­его читателя, поместив эти издания на выставки, например, с такими назва­ниями: «Эти книги экспонируются в библиотеке в последний раз» или «Ваше мнение, читатель, об этих книгах». В этом случае читателям предлагается карточка обратной связи со следующими оценочными критериями:

1. Не было информации о книге;

2. Книга незаслуженно забыта;

3. Книга узкого спроса;

4. Тема книги не вызвала интереса;

5. Тема важна, но материал изложен примитивно, неинтересно;

6. Тема потеряла актуальность;

7. Издание устарело по содержанию;

8. Книга не привлекла внимания из-за плохого полиграфического оформления;

9. Содержит сложный, трудный для восприятия материал.

Анализ карточек обратной связи с отмеченными читателями оценоч­ными номерами позволит принять обоснованные решения о дальнейшей судьбе книги в библиотеке.


Изучение состава и использования фонда...

Кроме карточек обратной связи посмотреть на фонд глазами читателей позволяют и другие социологические методы его изучения (беседы, анкети­рование, интервьюирование, отзывы читателей о книгах, анализ читатель­ских формуляров и т. д.). Особое место в изучении состава читателей и их потребностей в целях научно обоснованного комплектования занимают кар­тотека читательского профиля и картотека отказов. Картотека читательско­го профиля позволяет сегментировать состав читателей по такому призна­ку, как профессия. Подробно о признаках сегментирования и изучении по­требительского спроса можно узнать из пособия И. В. Эйдемиллер. Анализ читательских формуляров дает картину читательских предпочтений раз­личных групп пользователей библиотеки, что позволяет корректировать текущее комплектование библиотеки. В целях выявления соответствия фонда библиотеки потребностям читателей рекомендуется также прово­дить дни сплошного учета спроса (3-4 раза в год). Такое изучение в режиме «запрос-ответ» позволяет выявить пробелы в комплектовании, скоррек­тировать тематику в структурной модели фонда, уточнить цели чтения, бо­лее четко определить и типологию изданий. Выявить лучшие конкретные издания по наиболее спрашиваемым темам позволяет библиографический метод изучения фонда, то есть сверка информационно-библиографических пособий, учебных программ и т. д. с каталогами библиотеки.

Особое значение для совершенствования комплектования имеет изу­чение отказов. Основное требование к учету отказов - непрерывность, так как только в этом случае можно получить полную и достоверную информа­цию, необходимую для управления качеством комплектования.

Всестороннее изучение фонда требует применения в едином комплек­се всех перечисленных выше методов его изучения: статистических, социо­логических, библиографических. Автоматизированное изучение фонда биб­лиотеки позволяет получать управленческую информацию по самым раз­ным аспектам, в том числе - в графической форме (представить соотно­шение объема фонда, книговыдачи, числа читателей и т. д.), легко выявить состав и использование фонда по типам, видам и жанрам, сериям, издатель­ствам, выявить наиболее читаемых авторов, четко представить неудовлет­воренный спрос.

В повышении эффективности фонда значительную роль играет его рек­лама, выполняющая в деятельности библиотек ряд важнейших функций.

Прежде всего следует назвать информационную функцию рекламы. Реклама обеспечивает читателей направленным потоком информации о документах, имеющихся не только в самой библиотеке, но и вне ее. Фор­мируя читательский спрос и стимулируя книговыдачу, повышая обращае­мость фонда, реклама выполняет также экономическую функцию. Явля­ясь частью системы маркетинга, реклама берет на себя еще и функцию коммуникационную. С помощью карточек обратной связи, книжных фор­муляров и других способов, используемых в рекламной деятельности.


70 ________________________________________ Библиотечные фонды

поддерживается постоянная обратная связь с читателями. Это позволяет контролировать продвижение документов на читательском рынке, созда­вать и закреплять у читателей систему предпочтений к определенным до­кументам, в случае необходимости корректировать процесс использования документов. Таким образом реализуется контролирующая и корректи­рующая функция рекламы. Опыт показывает, что эстетически выдержан­ная реклама не раздражает и не утомляет читателей, а рассматривается ими как необходимая и полезная часть деятельности библиотеки.



Новое на сайте

>

Самое популярное