Домой Боль в зубе Актуальные проблемы регионального образования. Проблемы современной системы образования, риск и инновации

Актуальные проблемы регионального образования. Проблемы современной системы образования, риск и инновации

Основные проблемы образования

3.3 Проблемы исходящие от учителя

Но в образовании проблемы исходят не только от среды, порой учителю проблемы создает сам учитель. Эти проблемы можно разделить на несколько групп.

Проблемы бытовые - Проблемы вызванные условиями быта учителя. Перенагрузка, плохи условия жизни, семейные проблемы, недостаток материальных возможностей. Многие учителя в 90-х годах остро столкнулись с этими проблемами. Невыплата зарплат - было нормальным явлением. Это аукалось ученикам в виде плохого качества подачи материала, порой учителя банально теряли мотивацию к обр. деятельности и бросали их работу.

Проблемы субъектное-объективные - проблемы исходящие от педагога, но изначально вызванные внешними факторами. Например недостаток мотивации или опыта, которые не были даны в нужном количестве во время их обучения.

Проблемы субъективные - вызванные качествами самого педагога. Например неразвитость каких-либо личных качеств. Или профессиональные деформации.

Пример: Педагог имеет очень сильные знания по своему предмету. Блещет эрудицией и в принципе гениален, но вот незадача он абсолютный ноль в общение с людьми. Не имеет коммуникабельности. Очень частое явление в современных школах. Педагоги зацикленные на своем предмете. Им абсолютно плевать на учеников. Порой попадаются кадры, которые получают психологическое удовлетворение от более высокого уровня знаний, нежели их ученики. Вот такие проблемы явно субъективны и их нужно лечить.

4. Исследование (социологический опрос преподавателей)

В процессе проведения исследования я решил использовать короткий социологические опрос, с развернутыми ответами опрашиваемых, среди учителей начальных классов. Аудитория исследований разнообразна по уровню опыта и возрасту.

Вопросы:

Каковы основные проблемы образования?

Какие проблемы вы ощущаете на себе?

Каковы возможные решения этих проблем?

Анализ.

Вопрос 1.

4 человека отметили, что основные проблемы главные проблемы образования - это плохое обеспечение и недостаток качественных молодых специалистов.

1 человек ответил, что основной проблемой является - отсутствие мотивации к развитию и некачественная программа обучения.

Вопрос 2.

2 человека ответили, что ощущают явные проблемы с жильем и материальным обеспечением, хотя добавили, что ситуация начинает улучшаться.

3 человека ответили, что ощущают плохо составленную программу обучения и чрезмерная бюрократизация.

Вопрос 3.

3 ответили, что необходима кардинальная реформа с привлечением практикующих педагогов

2 человека отметили, что необходимо улучшить существующую систему.

Вывод исследования:

Согласно результатам исследования становится ясно, что большинство педагогов недовольны существующей образовательной системой и отмечают, что необходимы изменения, другие считают, что изменения не нужны, нужно лишь улучшить существующую систему.

5. Заключение

В ходе реферата мы рассмотрели проблемы и причины возникновения отдельных видов проблем встающих на пути и педагога, так же мы попытались классифицировать их используя данные полученные в живом общении с практикующими педагогами.

Размещено на Allbest.ru

В свете происходящей модернизации образования в России, проблема педагогического риска особенно актуальна, ведь она затрагивает все аспекты применения инноваций в методиках и способах преподавания на всех этапах получения образования.
Инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации сами по себе не возникают, а являются результатом научного поиска, практического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Риск подразумевает под собой экспериментальное применение каких-либо технологий, широко не распространенных на практике, но, тем не менее, в теории, являющихся перспективными с точки зрения обучения.
В понимании сущности этих двух понятий лежат две основные проблемы современной педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов. Таким образом, инновации и педагогический риск должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее учителю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять.
В самом деле, что делать рядовому учителю, недавно выпустившемуся из университета и пришедшему в школу, если его смелые начинания, в большинстве случаев, встречают яростное сопротивления «старого», еще советской закалки, коллектива учителей? Вот и приходится изощряться, внедряя задания собственной разработки в учебный план, утвержденный «сверху» и придавленный годами практики этих самых учителей, чтобы хоть немного разнообразить учебный процесс для детей.
Ларчик открывается просто: связь между заскорузлым мышлением коллектива и нежеланием что-то менять - это боязнь рисков. Да, риски – это всегда проблемы, которые нужно решать современными методами, ведь дети меняются и те методы, что прекрасно работали в 1980-ых годах, уже неэффективны или вовсе бесполезны в 2012. Изменилось сознание детей, окружающая обстановка, моральные ценности, стереотипы воспитания в семье и общественное мнение, в то время как система образования, подобно сонной черепахе, пытается осознать изменения, происходящее вокруг, но, в силу, собственной беспомощности, идет или не туда, или отстает еще больше.

Исходя из вышесказанного, я хочу выделить несколько противоречий, являющиеся, по сути, главными замедлителями прогресса существующей системы образования:

  • 1) Многие годы в систему образования не привносилось ничего кардинального нового и интересного, менялись лишь методики и способы восприятия, на которые ставились акценты при передаче информации, что породило некую «стагнацию» в образовании. Учебники, разработанные в прошедшие годы, на мой взгляд, не являются достаточно информативными и пригодными к обучению, в силу сложности повествования, некоторых неточностей и выражении одного авторского мнения по спорным вопросам.

    2) Существующий порядок обучения не справляется с количеством информации и требованиями общества, возложенными на него. В итоге, на выходе из образовательного учреждения возникает потребность в переаттестации и повышении квалификации выпускника, что негативно сказывается как на положении высшего образования в обществе, так и на личностном отношении человека к получаемым знаниям.

    3) Как известно, процесс внедрения инноваций, которые, в большинстве случаев, придумываются и продвигаются молодыми и энергичными людьми, не происходит вследствие их отсутствия в местах получения образования, т.к. учебным процессом руководят педагоги старой закалки, полагающиеся на свой опыт и проверенные книги, нежели на «безумные идеи» младшего поколения.

    4) На данный момент, методика построения урока и вкладываемые в него знания являются недостаточно эффективным способом передачи информации, ввиду крайней незаинтересованности детей в получении знаний традиционным путем. В связи с этим, остро встает проблема повышения мотивации к процессу обучения среди учеников и студентов.

В связи с вышеперечисленными противоречиями, на сегодняшний день уже имеющимися в существующей модели образования, вытекают следующие проблемы, требующие пристального внимания и решения в ближайшем времени:

  • 1) Проблема стагнации, заключающаяся в отсутствии новизны в процессе обучения.

    2) Проблема устаревания знаний, заключающаяся в недостаточной скорости обновления существующей информации в процессе ее передачи от учителя к ученику, с помощью традиционных средств обучения.

    3) Проблема нехватки молодых специалистов, заключающаяся недостаточной укомплектованности выпускниками педагогических университетов школ из-за низкой заработной платы и невозможности самореализации.

    4) Проблема незаинтересованности учащихся, заключающаяся в отсутствии мотивации к обучению у школьников и студентов, вызванная неизменностью методики проведения каждого урока.

Хотелось бы привести к каждой проблеме по примеру, основанному на личном опыте:
Современный процесс массового обучения в виде классно-урочной системы был впервые описан в XVII в. Я.А.Коменским. Дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила у К. Д. Ушинского. Он научно обосновал все ее преимущества и разработал стройную теорию урока. С тех пор мало что изменилось. Ученики сидят за партами, слушают учителя, который, в большинстве случаев, рассказывает материал по учебнику скучным, монотонным и бубнящим голосом, решают в классе примеры, получают домашнее задание, делают его и снова приходят на урок. И так в течение 11 лет. Конечно, небольшое разнообразие в виде форм работы на уроке, помощи ТСО и интерактивных заданий присутствует, но не может изменить общее положение дел. Новаторские методики и методы ведения урока, не находя отклика в душах завучей, рубятся на корню, превращая, в итоге, весь учебный процесс в одиннадцатилетнее жевание жвачки.
Еще в школе, используя советские учебники и новые издания, я отмечал, что манера изложения учебников, выпущенных в СССР более адаптирована для понимания среднего школьника, тогда как современные издания отличались сумбурностью изложения, некоторые моменты, достаточно важные для понимания материала были опущены, из-за чего учителям приходилось объяснять их самостоятельно, привлекая много дополнительного материала. Конечно, уровень знаний в новых учебниках был выше, но все равно не дотягивал до уровня, приемлемого на тот момент, да и усвояемость их оставляла желать лучшего.
Когда я стал учителем, я с ужасом обнаружил, что год выпуска учебников изменился на 1-3 года, тогда как с момента моего последнего урока английского прошло чуть более 6 лет. На лицо явное отставание процесса обучения от процесса развития общества. Кстати, об этом самом обществе.
Меня спрашивали: «Хочешь ли ты пойти работать в школу после университета?». Я неизменно отвечал согласием, ведь я думал, что я смогу что-то изменить и привнести свежую мысль в такое важное дело. Но, познакомившись со школой поближе, я понял, что если ты являешься рядовым учителем, то тебе очень сложно отойти от программы в своей деятельности, по крайней мере, на начальном этапе: шаг вправо, шаг влево – расстрел! Естественно, после такого мне идти в школу расхотелось. Но есть еще один, немаловажный фактор: заработная плата. Не секрет, что современный учитель получает крохи, а объем работы, выполняемый им, может испугать неподготовленного человека еще на стадии ознакомления. Этот факт еще более усугубляет положение школ, осушая и без того тонкий ручеек притока новых лиц в учреждения образования.
И, наконец, мотивационный компонент. Каждый из нас когда-нибудь не хотел идти на урок или лекцию, т.к. казалось, что там рассказывают «муть» и «фигню», а сэкономленное время можно было бы провести с гораздо большей пользой. Основная проблема – это то, что обучаемые не видят реальной пользы от получения ими знаний. Учителю не удается дать понять ученикам, зачем им это надо знать и бац! – интерес потерян.
Теперь, когда я проиллюстрировал проблемы наглядными примерами, можно вплотную подойти к поэтапному их решению. Нет, я не предлагаю панацею, как вы могли подумать, но показываю один из вариантов решения задач.
Во-первых, нужно избавиться от монотонности в ведении урока! Никаких чтений по книжкам, скучных заданий из учебников и ответов у доски. Дети устали от однообразных уроков – значит нужно дать им что-то новое и интересное. Например, разбавить урок небольшой игрой на движение (поверьте, такие игры, будучи правильно проведенными, актуальны в любом возрасте). Также полезно разбитие детей на группы и смена обстановки – проведение урока на улице, в коридоре, в актовом зале, перестановка парт, новые плакаты на стену – все подойдет.
Что делать со старыми учебниками? Как говорят в Германии – «Kein Problem!». Дополнительный материал – вот то, что нам нужно! Старайтесь подбирать интересные молодежи задания, связанные, например, с прочтением рэпа на тематику лексики или задания, направленные на развитие творческой жилки ребенка: нарисовать представление о непонятном слове, обыграть какое-либо действие в движении или сценке по типу «Крокодила» и т.д.
Что же касается нехватки молодых специалистов – это, увы, не та проблема, которую способен решить педагог – это проблема государственная, я бы даже сказал, общероссийская. Как сказал В.И. Ленин: «Кадры решают все». Я согласен с ним, т.к. действительно, уж где-где, но в школе учитель является столпом всей системы, на которую опирается будущее наших детей. Совершенно необходимо повышать заработную плату, открывать двери для новых разработок и перспективных кадров, обеспечивая школу ресурсами и решая вышеозначенные проблемы.
И поговорим об отсутствии интереса. Почему это происходит? Ответ прост: дети просто не хотят учиться! Не все, конечно, но большинство. А данное желание у них возникает еще с начальных классов, где знания, скажем так, вдалбливают в голову незадачливых учеников, абсолютно отбивая тягу к будущим знаниям. Как в анекдоте: «За что?! На одиннадцать лет!». Нужно в корне менять методику преподавания, отходя от прямой зубрежки и подводя всю систему к простой и понятной мысли: «Я знаю, для чего мне нужно то, что я познаю» . В самом деле, если доходчиво объяснить ребенку, что вот конкретно это нужно ему для того-то, а вот это – еще для чего-то, то проблема мотивации отпадет сама собой – дети сами поставят перед собой цель и будут идти к ней, а педагогу нужно будет лишь подталкивать, да выравнивать курс.
Как следует из написанного выше, современному педагогу, который следит за изменениями в качестве своей работы и желает стать лучше, не страшны никакие проблемы, ведь решение можно найти всегда. Вынеся на свет некоторые актуальные и давно назревшие проблемы современной системы образования, я постарался показать, что при должном внимании к ним не со стороны государства, от которого, как известно, давно уже ничего хорошего не ждут, но со стороны неравнодушных педагогов, можно смело рассчитывать на улучшение качества получаемых знаний детьми, а также повышения уровня заинтересованности учащихся. Поэтому, любой учитель, вставший на «путь исправления», получает шанс минимальными усилиями и, что немаловажно, минимальными денежными вложениями обеспечить «счастливое детство», за которое будут благодарить не дедушку Ленина, товарища Сталина или партию, а его или ее лично.

P.S. Изначально статья писалась для Международной научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2013», но я решил, что здесь ее увидит больше людей и, быть может, вы оставите полезные комментарии.

Теги: образование, педагогика, инновации, общество, дети, школа

Развитие Российской Федерации вместе с экономическим, политическим и административным векторами предполагает и развитие человеческого капитала страны. Именно благодаря человеческому капиталу возможно реализация любых задуманных, спланированных проектов развития. Во многом низкая эффективность экономических и политических реформ конца ХХ века в нашем государстве связана с неверной оценкой человеческого фактора. Так переход к рыночным отношениям инициированный, прежде всего, реформами «сверху» наткнулся на проблему реализации и воплощения в жизнь законодательных инициатив начала 90х. Так для успешного внедрения рыночных отношений реформы необходимым образом должны были опираться на особый психотип человека. Классически он был описан в работах А.Смита как эгоист, склонный к обмену ради приобретения личной выгоды. Однако, на протяжении уже нескольких десятилетий в стране формировали иной эталонный тип поведения, опирающийся на представлении о равенстве, справедливости и самопожертвовании ради общественных интересов. Конечно, и в советском государстве встречались отдельные личности разделявшие идеалы человеческого поведения в духе А.Смита, однако в то время они подвергались общественному порицанию, а особо проявившихся на почве экономической деятельности судили и отправляли в соответствующие места исправительного характера. Поэтому, после реформ начала 90х сопровождавшихся амнистией по экономическим преступлениям мы получили сильный криминальный крен во внедрении рыночных способов экономической организации государства. То есть именно человеческий капитал обусловил низкую эффективность рыночных преобразований.

Одной из самых значимых детерминант накопления человеческого капитала является система образования. Однако, реформы образования инициированные с середины 90х годов ХХ века не дают оснований для позитивной оценки человеческого потенциала для реализации целей развития Российской Федерации. Современная система образования нашей страны напоминает мифологический персонаж «химера» - существо, составленное из частей различных животных. Соединение советской образовательной традиции с Болонским процессом делает такой продукт малопригодный для нужд современного общества страны.

В чем состояла сила советской системы образования? Во-первых, она встраивалась как в политическую, так и в экономическую систему государства. То есть, в образовательных учреждениях Советского Союза начиная с дошкольного уровня и заканчивая высшим образованием, шла целенаправленная работа по формированию человека с заранее заданными государством параметрами. Государство знало, что оно хочет от населения, и четко формулировало свой запрос к образованию. Во-вторых, необходимость единых образовательных программ на всей территории СССР имело целью сформировать единое идеологическое пространство, единую систему ценностей. Благодаря этому не имело значение в какой части государства человек получал образование, его поведенческие шаблоны и ход мыслей были понятны в любом конце страны. Этот элемент системы назывался общее образование доступное для всех. В-третьих, система планирования количества специалистов в каждой отрасли и распределения на места работы позволяла с одной стороны насытить отстающие регионы необходимыми специалистами, а с другой давало молодым людям гарантированное место работы и точку отсчета для начала профессиональной карьеры.

Позитивными достижениями этой системы можно назвать достаточно надежную до определенного момента работу социальных лифтов (чья работа была мало эффективна в Российской империи), появление ученых и представителей творческой интеллигенции, признаваемых на международном уровне и наличие колоссальных научных прорывов значимых для всего мирового сообщества (например, полет человека в космос и пр.).

Подобная система образования имела и негативные для формирования социальной реальности моменты, которые до начала 80х годов ХХ века не имели решающего значения. Среди них можно назвать разрушение межпоколенных связей, ослабление значимости института семьи, возрождение на новый лад общинных и сословных моделей поведения в социуме. Так, например, разрушение межпоколенных связей было спровоцировано порядками образовательной системы. Дети с первых лет жизни отдавались на воспитание в среде своих сверстников специально обученным людям. То есть из года в год большая часть жизнь детей без непосредственного участия родителей.


Сначала детский сад с 8:00 до 20:00 (а есть еще и ночные группы, где дети ночуют в детском саду), затем школа основная смена + дополнительные кружки (а есть еще школы-интернаты). Получается, что процессы передачи опыта от родителей к детям нарушаются, так как ребенок в лучшем случае имеет возможность пообщаться после дня своих трудов с усталым старшим поколением вечером, либо в выходные. Большую часть времени они проводят со своими сверстниками и учителями. Значение семейного воспитания снижается, как и роль семьи в обществе. Общение со сверстниками предполагает выработку своих внутренних правил поведения, кодекса и ценностей. Это накладывается на архетипические модели общинного поведения и сословности. В итоге к 80-м годам ХХ века получаем замкнутость трудовых общин на свои корпоративные интересы (в том числе неформальные и криминальные группы молодежи), блат (вместе учились в школе, вузе), поощрение трудовых династий (переход к сословности) и появление класса партийной номенклатуры (новая сословность). На мой взгляд, этих проблем эпохи позднего социализма можно было бы избежать, если бы идеологическое развитие государства не остановилось после 1956 года, когда на ХХ съезде КПСС вместе с обличением культа личности был потерян творческий посыл этой работы для новых поколений. Это привело к тому что старые лозунги не вдохновляли молодежь на новые свершения, экономический рост замедлялся и встала необходимость социальных, политических и экономических преобразований.

Сейчас, наверное, мало кто помнит, что реформа образования в середине 90х годов начиналась под лозунги гуманизации образования, внедрения личностного подхода для преодоления «безликости и уравниловки» советской системы. В 1999 году была принята Болонская декларация и Россия присоединяется к ее положениям в 2003 году. Происходит перестройка всей образовательной системы государства. Однако, данная перестройка по сути является надстройкой разваливающейся системы советского образования. Начало развала было положено отменой государственного заказа на подготовку специалистов и системы распределения на места работы. Отмена государственного заказа привело к снижению восстребованности и деградации образования в регионах. Конечно же эта отмена была связана с отменой пятилетних экономических планов развития. Тем самым была устранена включенность системы образования в интересы государства. Но вместе с тем сохранен принцип всеобщности образования, единого для всех. Эти решения заложили основу миграционных процессов новой России. Следование Болонской декларации структурировало и усилило эту миграцию. Вместе с этим оценка учеников и школ по результатам сдачи ЕГЭ в тестовой форме привело к разрушению воспитательной и развивающей функций образования и нивелировала идеи гуманизации середины 90х.

Современная система образования не справляется с реализацией главной идеи образования, доставшейся нам с эпохи Просвещения. Эту идею можно сформулировать так: «Образование должно знакомить подрастающее поколение с образом мира в котором ему предстоит жить». Образование должно подсказывать молодым людям куда прилагать свои усилия, какие проблемы актуальны в настоящем и обеспечить необходимыми (или накопленными) знаниями, умениями, создавать мотивацию. Центральными предметами, знакомящими школьников с социальным, политическим и экономическим проблемным полем является история и литература.

Чему учит история? Вот живет сообщество людей на определенной территории. У него имеется вот такой список проблем. Оно решает эти проблемы вот такими способами и получает следующие результаты, последствия. И так из века в век подрастающее поколение знакомится с проблемным полем региона. Если же мы говорим о Сибири, то географически территория Сибири и Дальнего Востока занимает более двух третей территории Российской Федерации. Возникает резонный вопрос: «Что мы можем узнать о проблемном поле этого региона из современных школьных (да и вузовских) учебников истории?». Большая часть повествования касается истории центрального региона Российской Федерации. Литература, в свою очередь, знакомит школьников с нравами региона. Возникает второй вопрос: «Почему нельзя заменить некоторые литературные произведения сходных по тематике на произведения сибирских писателей?»


Это имеет колоссальное значение для развития регионов нашего государства. Так как способный ученик, хорошо осваивающий школьную программу в региональной школе, к концу обучения оказывается дезориентирован. В школе его учат на одном проблемном поле, а в регионе актуальны иные проблемы.

Еще большее значение это приобретает в системе высшего профессионального образования после присоединения к Болонской декларации. Спросите выпускника регионального вуза проходившего обучение по профилю экономика предприятий, менеджмент, муниципальное управление или предпринимательская деятельность: «Где вы предполагаете реализовать свои профессиональные знания? В каком регионе?». 90% ответов будет в России или в том регионе, где он живет в настоящий момент. Задайте второй вопрос: «А знаете ли вы хоть одну отечественную экономическую теорию, теорию мотивации или управления?». За последние 7 лет преподавания в экономическом вузе никто не мог вспомнить хоть одну. Еще раз повторю это способные ученики, хорошо успевающие практически по всем преподаваемым дисциплинам. Получается, что студент отличник после окончания вуза не имеет необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности знаний и умений. И когда он, даже если устраивается на работу по специальности, от своего работодателя фразу: «Забудь все чему учили в вузе и начинай сначала» в его уме происходит серьезный разлад. Суть его проста: он является обладателем мало пригодных для жизни в данном обществе знаний, на которые потратил около 20 лет своей жизни, много времени, нервов и усилий.

Из этой ситуации для отличника есть три способа решить этот конфликт. Первый - поступить так, как советует работодатель и начать все заново. Сопровождается сильными психологическими издержками. Второй – трудоустроится по другой специальности: все равно же переучиваться. Это психологически сделать проще. Поэтому значительная часть современной экономики строится непрофессионалами. То есть государство тратит значительное количество ресурсов на образование специалиста, а его экономическая отдача для государства в разы ниже ожидаемой. Третий путь таков: Если знания не соответствуют месту трудовой деятельности (региону работы), то тогда я поеду туда, где эти знания будут совпадать с проблемным полем и запросам региона. То есть сама система образования закладывает миграционные процессы. Причем, начинаются они не с антитезы «регион-центр», а скорее с антитезы «деревня-город».

Сообразительные дети в деревнях получают знания, которые будут востребованы в городе, районном центре. Из этих малых городов стремятся уехать в областные центры. Оттуда в федеральный центр, а затем за границу. Причем уезжают именно наиболее активные и способные, именно тот контингент, который необходим их малой родине для своего развития.


Без сомнения идея такого образования была сформулирована и реализована на заре формирования СССР. Но отток интеллектуальных ресурсов из региона в центр в советское время компенсировался распределением специалистов по регионам. Сейчас же обратный поток специалистов из центра в регион ничтожен. Обычно в регионы прибывают граждане из иных культурных сред подрывая социальную стабильность региона и затормаживая возможные темпы развитие региона, так как приезжающим необходимо время на адаптацию, погружение в культурные традиции совместного проживания и проблемное поле того места куда они приехали.

Таким образом, реформа образования должна начинаться с ответа на вопрос: какое население и с каким набором качеств хочет видеть государство через 15-20 лет. В свою очередь ответ на этот вопрос должен решаться со стратегических планов развития государство, которых до сих пор нет. При этом идея единого для всех образования закладывает тенденции миграции из менее развитых регионов в более развитые. Поэтому необходимы государственные механизмы, компенсирующие эти процессы. Либо мы отказываемся от идеи единого образования и создаем систему образования с региональным проблемным полем, что позволит удержать часть активного и хорошо образованного населения в регионах. В любом случае выбор того или иного варианта предполагает определение идеологических ориентиров государства. Отсутствие же выбора и отпускание ситуации на самотек замедляет возможные темпы развития Российской Федерации. А с определенного момента это может привести к ситуации, когда отсутствие целенаправленной работы с человеческий капиталом регионов станет источником разрушения государственности на этих территориях.

Прислал на почту,
к.псх.н. Мунгалов В.Н., Иркутск

Вконтакте

Одноклассники

Постоянный адрес публикации на нашем сайте:

QR-код адреса страницы:

Елена Сергеевна Чугаева
Эссе «Актуальные проблемы современного образования»

Эссе

«Актуальные проблемы современного образования »

В настоящее время в мире изменились не только условия жизни, социальное пространство существования и функционирования человека, система его отношений, изменился он сам.

Проблем в современном образовании можно перечислить очень много.

Немаловажную роль играет – семья. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Родителю зачастую некогда заниматься своим ребенком из-за занятости на работе, и он растет сам по себе. Из-за этого большинство современных родителей не успевают не только сотрудничать с ДОУ, но и элементарно общаться с ребенком. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом , чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста.

Также есть семьи, где родители с упорством обучают детей письму и чтению в сверхраннем возрасте, отдают их во всевозможные кружки, ссылаясь на недостаточность образования их детей в ДОУ . Это приводит ко многим проблемам в развитии детей , так как все процессы, нужные ребенку для навыков и обучения письму и чтению формируются на протяжении всего периода дошкольного детства. Родителям в таком случае нужно понимать закономерности возрастных и индивидуальных особенностей познавательного развития детей. Ведь именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития.

Есть случаи, когда дети годами «стоят в очереди» на поступление в детские сады и так не успевают попасть в сад до поступления в школу, тогда судьба его дошкольного образования ложится полностью на плечи родителей.

Дети – это наше будущее и будущее страны. Мы все хотим, чтобы дети и молодежь становились гордостью для своих родных и близких, движущей силой для развития города, нашей страны. Только диалог, общение и взаимосвязь всех социальных институтов влияет на правильное развитие детей.

Публикации по теме:

27 октября 2015 года в городе Ростове-на-Дону состоялась областная научно-практическая конференция для педагогов-психологов образовательных.

Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы Уважаемые коллеги! В апреле 2015 года приняла участие во всероссийской заочной научно-практической конференции «Современные тенденции в.

Актуальность проблемы интеграции дошкольного образования Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение.

Дошкольное воспитание в современных условиях. Актуальные проблемы ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Исследование данной темы вызвано рядом обстоятельств. В настоящее время.

Методы активизации семьи в условиях современного дошкольного образования Методы активизации семьи в условиях современных требований дошкольного образования. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда.

Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.

1. Изменение целей образования.

На протяжении долгих лет основной целью образования было формирование у учащихся прочной и широкой системы знаний и связанных с ними умений и навыков. Теперь наблюдается переход от подобной знаниецентрической ориентации к ориентации на личность ученика. Новой целью становится разностороннее, гармоничное развитие личности, установка на создание условий для самореализации сущностных сил, способностей, дарований человека. Это гуманистическая личностно-ориентированная цель образования. Сегодня необходимо так строить процесс образования, чтобы выпускник школы был, прежде всего, человеком, гуманным и толерантным, способным к самоопределению и ответственному самостоятельному выбору. При этом формирование системы знаний, умений и навыков остается в качестве основы образовательного процесса и одного из средств достижения новой цели. К сожалению, изменение цели образования, продекларированное современными научными исследованиями, не подкрепляется пока образовательными стандартами и программами, поэтому слабо реализуется на практике в современной школе.

2. Расширение содержательной базы образования.

Изменение цели образования в сторону развития гармоничной личности учащихся сопряжено с изменением и расширением содержания образования.

Кроме традиционной системы разнообразный знаний и умений, в содержание образования сегодня включают также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-волевого, ценностного отношения к миру. Основой содержания образования становится вся мировая и отечественная культура: вечные человеческие ценности (жизнь, свобода, здоровье, семья, мир, Отечество, труд и др.), научно-обобщенные, осмысленные знания, знания, отраженные в искусстве и религии, традициях, творческая деятельность. Современное содержание образования должно способствовать формированию в сознании человека целостной единой картины мира, которая складывается из трех основных составляющих: взгляд на мир с позиции науки, с позиции искусства и с позиции религии. Школьное содержание образования включало, обычно, только научный взгляд на мир, позиция искусства включалась в содержание крайне слабо, и совсем не была представлена религиозная составляющая. Учитывая светский характер образования в России, все же необходимо хотя бы знакомить учащихся с разнообразием религий и верований народов Земли, формируя толерантность к людям иной веры, ведь в одном классе сегодня могут учиться вместе православные, баптисты, мусульмане, буддисты и нерелигиозные учащиеся. В то же время овладение единой картиной мира помогает формировать многомерность взглядов и учит делать жизненный выбор, выбор позиции, какой человек будет придерживаться в дальнейшем. В школах Англии в середине ХХ века преподавали и закон Божий, и эволюционную теорию Дарвина. Любой ученик, зная эти две модели возникновения и развития жизни на Земле, имеет возможность в дальнейшем придерживаться того взгляда, который ему ближе, сопоставив параллельные воззрения и будучи осведомленным по нескольким сторонам вопроса.

Изменение и расширение содержания образования ведет за собой проблему разработки новых критериев отбора необходимых сведений, которые должны входить в содержание образования.

3. Изменение сроков начала и продолжительности обучения.

Расширение содержательной базы образования неизменно ведет за собой проблему изменения сроков начала и продолжительности обучения, так как новое широкое содержание попросту не «помещается» в привычные нам 10 лет обучения. Сегодня сроки обучения в начальной школе увеличены с трех до четырех лет, прием в первый класс ведется с шести с половиной лет. Полное среднее образование, таким образом, увеличилось до 11 лет, и обсуждается вариант перехода на двенадцатилетнее образование, что, кстати, совершенно нормально для многих европейских государств-участников Болонской декларации. Болонская декларация была принята в 1999 году. Основными ее положениями являются: поступление в высшие учебные заведения после 12-13 лет общего образования, многоуровневая система высшего образования (бакалавриат, магистратура), разработка и развитие критериев и методологии оценки качества образования на всех уровнях, введение системы зачетных кредитов для дисциплин программ высшего образования. Однако переход России на 12-летнее полное образование сопряжен с рядом трудностей. Общеизвестно, что общее образование в СССР и России отличалось фундаментальностью, по количеству и качеству формируемых знаний отечественное образование до сих пор признается ЮНЕСКО лучшим в мире. Принятие условий Болонского соглашения может привести к утрате традиций фундаментальности нашего образования, что угрожает падением уровня образованности выпускников школ. Кроме того, нельзя упускать из вида тот факт, что выпускник 12-летней школы сразу же попадает под военный призыв и фактически теряет возможность поступления в высшие учебные заведения. А отмена отсрочки призыва для студентов-небюджетников вообще сведет на нет шансы на обучение в вузах для большинства юношей. Поэтому реформа продолжительности среднего образования должна быть согласована с реформированием обязательной воинской службы в вооруженных силах.

4. Переход российского образования на позиции вариативности.

Эта проблема заключается в том, что сегодня существует многообразие типов учебных заведений (школы, гимназии, лицеи), многообразие образовательных траекторий внутри школы (обычные и профильные классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов), в школах используются различные программы обучения (традиционные, развивающие). Ученики и их родители сегодня имеют возможность выбора образовательного пути, наиболее подходящего для данного ребенка с учетом его психических и личностных особенностей, его образовательного уровня. Но вариативные образовательные траектории необходимо согласовывать и ограничивать рамками государственных образовательных стандартов, чтобы при необходимости обеспечить ребенку безболезненный переход с одного варианта образования на другой.

5. Ориентация на региональные и этнические особенности в сочетании с введением психолого-педагогической диагностики и активным использованием новых методов в обучении.

Ориентация на национально-региональные особенности может проявляться сегодня в возникновении национальных учебных заведений. В Брянске сейчас работают две национальные школы: еврейская и армянская. Еврейская школа работает в обычном режиме, армянская является школой воскресной. В этих школах дети изучают родной язык, культуру, историю, традиции, творчество своего народа. Возникновение национальных учебных заведений характерно для диаспорических наций, живущих за пределами своей исторической родины. Во многих зарубежных странах, например, открываются русские школы для детей русской эмиграции.

Психолого-педагогическая диагностика помогает своевременно выявлять проблемы обучения и развития школьников, организовывать адаптацию учащихся к новым ступеням обучения (например, в первом, в пятом классе), преодолевать сложные и конфликтные ситуации, возникающие в школе или в семье учащихся.

Новые цели и условия обучения требуют применения учителем новых методов обучения, таких как дискуссия и диспут, ролевые и деловые игры, моделирование, проектирование, аналогия, погружение и др.

6. Модернизация современного образования.

Модернизация образования заложена в «Концепции модернизации Российского образования». Модернизации подлежат все ступени и уровни образования, от дошкольного до высшего профессионального. Основными изменениями в средней школе является введение со второго класса иностранного языка и информатики, увеличение часов на физическую культуру до 3-х часов в неделю, создание профильных классов, начиная с 10-го, введение единого государственного экзамена в тестовой форме.

Решение названных проблем зависит как от ученых-педагогов, так и от чиновников в сфере образования, и от учителей-практиков. Изучение теории обучения дает ориентиры и помогает определять направления работы для более быстрого и качественного решения названных проблем на уровне учебного заведения или органов управления системой образования.



Новое на сайте

>

Самое популярное